Эти заявления прозвучали почти одновременно. Сначала премьер-министр Юлия Тимошенко, рассказывая об авиастроении в стране, сказала, что в период пребывания Виктора Януковича при власти произошло масштабное ограбление на Харьковском авиационном заводе, а на Киевском в тот же период выведены из производства значительные средства и добавила: «Очень надеюсь, что новый президент назначит настоящих силовиков, которые не будут крышевать коррупционеров». Здесь явный укор правоохранительным органам, которые не ведут по-настоящему борьбу с преступностью.
В тот же день Президент Виктор Ющенко на пресс-конференции рассказал журналистам, что у нас имеют место рейдерские атаки с целью незаконного захвата прибыльных предприятий, и также иногда в таких случаях не обходится без поддержки правоохранительных органов, где чувствуется, как и в судах, партийное влияние. Народные же депутаты, пользуясь своей неприкосновенностью, иногда и являются зачинщиками, а то и организаторами подобных действий.
А относительно авиационных заводов, то те, кого обвиняет руководитель правительства, могут ответить, что это не соответствует действительности, они хотели наладить это производство, но на своем пути им встретились препятствия. Кто здесь прав? Кто виноват? Очевидно, для этого нужно провести расследование, проверить финансовую деятельность. Допустим, за это взялись соответствующие службы, но из нашего опыта вытекает, что такие дела ничем не завершаются. Они могут быть закрыты без судебного рассмотрения. Следовательно, выходит как будто замкнутый круг. Причины тех или иных неурядиц всем известны. Есть и конкретные лица, которые стоят за ними, а привлечь их к ответственности нет возможности.
В государственном строительстве, трудовой деятельности существуют объективные трудности, которые не зависят от нас, но есть и такие, которые мы сами создаем. И вот здесь уже точно первенство за нами. Принимаем законы, а в них нет или механизма контроля, или ответственности за его нарушение; происходят изменения в народном хозяйстве, а налоговый кодекс, в котором они учитывались бы, еще и не составлен; вводим в действие такие постановления и нормативные документы, в которых разные нечестивцы быстро находят для себя личную выгоду и широкое поле деятельности во вред нашим гражданам, из-за чего они, в конечном итоге, несут убытки, и немалые, как это случается при строительстве жилья.
В последнее время одним из таких факторов нестабильности стала депутатская неприкосновенность. Почему о ней сегодня вспоминают? Потому что за прошедшие годы граждане удостоверились, что многие из народных депутатов видят здесь собственный интерес. Что же дальше? Ждать, пока сами народные депутаты возьмутся порядки наводить? Они этого не хотят и противятся, как только могут. Нужно вносить изменения в Конституцию или даже провести всенародный референдум. Как говорится, от ошибок никто не застрахован. Но дело в том, чтобы их своевременно выявлять и искоренять. Ничто не вызывает такого осуждения и неприятия, как благодушие и самотек. Или беспомощность там, где даже старшеклассникам понятно, что и как нужно делать. И словесные заклинания, обещания, обращения неуместны. Сейчас нужны люди, которые умеют работать.
Особенно остро это предстает в связи с будущими выборами президента и Верховной Рады. Это экзамен для политиков, кандидатов в высшие органы государственной власти и для избирателей. Ведь мы уже много чего наслушались, видели и предательство, и хитрость, и дурачество. Только новые выборы, замена всего депутатского корпуса могут пресечь обман и политическое мошенничество. Особо детального изучения и исследования требует последнее пятилетие. Самое главное, что нужно помнить — идеи Майдана не потеряли своего значения, наоборот, с течением времени они становятся все более важными и необходимыми. Это исполнители — те, кто взялся воплощать их в жизнь, — оказались бездарными и неудержимыми себялюбами. Это указывает на огромные трудности, которые накопились в стране за все годы независимости, а их творцами стали неучи и бездельники, которые не имели никакого представления о государственном строительстве. Анализируя все сделанное без прикрас, можно сказать, что наше нынешнее положение является довольно затруднительным, но небезнадежным.