Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Игра в инферно

Внимание, «Грабители» в музее!
28 апреля, 2009 - 19:28
«Я ГРАБИТЕЛЬ»

Художник и его время — одна из интереснейших и значимых тем в искусстве, остающаяся актуальной для любой эпохи. Ведь именно искусство наилучшим образом способно воздействовать на сознание людей, формируя убеждения, взгляды, настроения. И чем ярче художник — тем сильнее его власть над умами, тем больше у него возможностей общаться со зрителем на волнующие темы материального и духовного богатства. Подтверждением тому является новый международный проект «Грабители», представленный Национальным художественным музеем. Здесь открылась персональная выставка одного из основателей украинского трансавангарда Романа Жука.

Вот уже десять лет художник живет и работает в Амстердаме — городе достаточно свободных нравов, роскоши и легализированных легких наркотиков, где трудно провести тонкую грань между дозволенным и не очень, реальностью и сюрреализмом. Возможно, сама атмосфера этого по-своему уникального города и вдохновила автора на создание работ, рассказывающих о кражах, о перераспределении насилия через искусство — вдохновила поднять темы, остающиеся актуальными и сегодня.

Уникальность проекта состоит в том, что художник представляет не отдельные полотна, которые могут быть показаны в определенном порядке на выставочной площадке, а цикл, имеющий собственную логику. Тема выставки плотно связана с драгоценностями, что можно трактовать как ценности в широком понимании — вечные колебания красоты, неуловимость и невозможность ее обозначения. Автор рассказывает какую-то не до конца понятную историю, в центре которой оказываются женщины, мужчины, драгоценности, связанные между собой преступлением, сексуальной интригой и чем-то еще на грани запрещенного. Обнаженные люди в масках, татуировки и их похожесть на современные медиальные персонажи «глянцевых» изданий — попытка автора обратить внимание, подчеркнуть существующую сегодня замену истинной духовности на сомнительные ценности. Это стремление показать, как создается новая реальность, призванная выдать минутное и несущественное за нечто стоящее и важное. Его «Автопортрет» — игра в смену социальной роли как попытка уклониться от норм общественной жизни — не что иное, как чистое любопытство в переживании внешних признаков грабителя. Работы Романа Жука — холст и масло, хотя выглядят они так, как будто созданы на компьютере. Крупные полотна балансируют на грани китча. Художник осознанно отказывается от образов «возвышенного» искусства, придавая своим персонажам провокационный, дразнящий характер. Темы краж, перераспределения ценностей поддерживаются и развиваются в цикле Жука в неразрывной связи с темами современной культуры. Маски-чулки на лицах действующих персонажей делают их безликими и при этом четко определяют: мужчины — грабители, обнаженные женские тела с драгоценностями — объекты. И, возможно, здесь следует заметить, что актуальность цикла Романа Жука «Грабители» и состоит в желании подтвердить, что новая свобода — это свобода не иметь и не употреблять, это поиск шанса вырваться из некого заколдованного круга...

Светлана ГОЛОВКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ