Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Получит ли парламент иммунитет?

Истекает срок, когда Президент может издать указ о прекращении полномочий Верховной Рады
22 апреля, 2009 - 19:05

На этой неделе народные избранники работают «в тени» — в комитетах и округах. Тем не менее, именно сейчас к ВР приковано внимание общественности и экспертной среды, ведь послезавтра, 25 апреля, заканчивается срок, когда Президент может издать указ о досрочном прекращении полномочий единого законодательного органа страны.

Согласно Конституции, досрочные парламентские выборы нельзя объявлять менее чем за полгода до президентских гонок, которые состоятся, напомним, 25 октября.

Хотя спикер Литвин, который всуе говорит о необходимости выполнять Конституцию, выражает сомнение, что политические силы будут выполнять возможный указ Виктора Ющенко: «Я убежден, что любой указ Президента при нынешних обстоятельствах, особенно при гипотетическом, но абсолютно реальном изменении конфигурации, он будет просто нереален. На него просто никто не будет обращать внимания. А это уже будет значить окончательное поражение».

Директор политико-правовых программ Центра Разумкова Юрий Якименко констатирует: «Конечно, можно провести досрочные выборы, но только когда на это согласятся ключевые игроки. В Украине уже есть опыт, когда Президент издавал указ о проведении досрочных парламентских выборов, а Кабинет Министров не выделял на это необходимые средства, блокируя таким образом их проведение. Прежде всего, необходимо задуматься, существует ли необходимость в проведении досрочных парламентских выборов для ключевых политических игроков? Сейчас растет рейтинг экс-спикера Арсения Яценюка. Поэтому, зачем БЮТ и Партии регионов пускать в то, что теперь разделено на двух, еще и третьего? Считаю, что проведение досрочных выборов до очередных президентских — маловероятно».

Но предположим, что парламентские досрочные выборы все же состоятся. Вопрос, получит ли Украина качественно другой парламент — остается открытым. В отечественном политикуме прекрасно понимают: договариваться на самом деле нужно не о дате срочных или внеочередных выборов: политикам, наконец, необходимо определиться с распределением полномочий между Президентом, парламентом и правительством. Ведь сегодня конфликт заложен, в том числе, на этом уровне. Президент, например, отвечает за внешнюю политику, глава правительства — за внутреннюю. Но спрашивается, кто может провести четкое распределение — создание газотранспортного консорциума, например — это внутренняя или внешняя политика? И таких примеров, к сожалению, как грибов после дождя.

Очевидно, что необходимо, в конечном итоге, четко определиться и с формой государственного правления. Парламентская республика, парламентско-президентская, или возможно, снова, как во времена Кучмы, президентско-парламентская? В этом контексте стоит отметить, что из 27 членов ЕС 11 стран — парламентские республики, три — парламентско-президентские, три — президентско-парламентские. Три страны с президентской формой правления. Семь стран старой Европы — конституционная монархия, где роль монарха символична, и решение в государстве тем или иным образом принимает парламент. Вместо этого большинство бывших республик Советского Союза избрали президентско-парламентскую форму правления. Из ближайших соседей нашего государства только Молдова — парламентская республика.

В новый состав украинского парламента могут пройти шесть-восемь политических сил. Такие результаты мониторинга активности политических сил обнародовали глава правления Комитета избирателей Украины (КИУ) Александр Черненко и его заместитель Виталий Тесленко.

«Все политические силы начали подготовку до сезона больших выборов. На сегодняшний день до 10 политических сетевых структур проводят активную работу: выезды лидеров в регионы, формирование избирательных штабов. Если ближайшие парламентские выборы состоятся в течение года, то даже при действующей избирательной системе в парламент имеют шансы пройти шесть-восемь политических партий и блоков. В случае введения системы «открытых списков» вместе с тем качественно обновится состав фракций уже существующих политических сил», — отмечает Черненко. По его словам, появление новых политических сил соответствует ожиданиям избирателей, поэтому новые проекты восприняты с определенной заинтересованностью, которая позволила им получить стартовые рейтинговые показатели. «Однако новые политические силы еще не заполучили стойких приверженцев, поэтому им необходимо сосредоточиться на перестройке разветвленных сетей и донесении своих идей непосредственно до избирателя», — считает руководитель КИУ.

В свою очередь, господин Тесленко добавил, что по результатам экспертного опрашивания наиболее структурируемыми и рейтинговыми политическими силами остаются Партия регионов и Блок Юлии Тимошенко. «Перестройка структуры политической силы Арсения Яценюка «Фронт змін» началась только в 2009 году и сейчас находится в активной фазе. Процесс создания этой силы на сегодня происходит наиболее динамично среди всех известных новых проектов. В частности, политический проект экс-министра обороны Анатолия Гриценко пока еще структурно не готов к выборам», — констатирует господин Тесленко.

На законодательной кухне сейчас уже кипит работа над изменением избирательных правил игры и внедрением системы так называемых открытых списков. В ВР зарегистрировано несколько законопроектов, которые предлагают введение таких списков. Не исключено, что уже на следующей пленарной неделе все наработки будут вынесены на обсуждение в сессионный зал. Однако изменение избирательного законодательства — цветочки. Спикер Литвин уверяет — скоро дозреют и ягодки — переформатирование коалиции и внесение изменений в действующую Конституцию. По мнению Литвина, изменения в Основной Закон страны будут касаться и способа избрания Президента. Речь, очевидно, идет о выборах гаранта в Верховной Раде.

Ни каких заговоров с «сине-белыми» относительно кардинальных изменений Конституции не существует, — уверяют соратники Юлии Тимошенко. «Сердечные» сегодня озабочены другим. Вместо совершенствования существующей избирательной модели или вообще — создание новой — открытой и более совершенной, бютовцы заняты построением законодательных барьеров для небольших партий, которые маневрируют на грани прохождения в ВР. Так, представитель БЮТ Сергей Подгорный предлагает поднять проходимый барьер для политических сил на выборах в Верховную Раду с 3 процентов до 4. Об этом говорится в законопроекте депутата, зарегистрированном накануне в ВР. В такой ситуации и с такими «глубокими» подходами ответ на вопрос: что важнее для наших политиков — стратегические ценности либо тактические цели, остается на поверхности...

Наталья РОМАШОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ