Сегодня средства массовой информации сообщают общественности об экономическом кризисе, и каждый украинец думает над тем, как он повлияет на его жизнь. Однако не каждый замечает, что 1996—1998 годы, столь сложные для украинской экономики, не только были масштабнее по размаху кризиса, чем мы наблюдаем ныне, но и тяжелее. Карманы рядового украинца были пусты, неоднократно работодатели задерживали зарплату на многих предприятиях месяцами.
Экономический кризис в мире нарушил псевдоравновесие сытого, а, быть может, даже жадного и черствого к чужой боли прагматика. Годами лелеянное чувство спокойствия за свое материальное положение, которое ощущало дитя материальной цивилизации, исподволь нагоняет ужас на человека. Хочется вспомнить слова украинского публициста Евгения Сверстюка: «Цивилизация выросла, человек помельчал» — и перефразировать их: «духовная тьма современности вырвала из мира помельчавшего человека». Человек превратился в продукт производства, в «винтик и колесико общественной машины». В будничной суете где-то потерялся этот обиженный маленький человек. Человек превращается в продукт, товар, жертву. «Человек» — это уже не звучит гордо.
Печально, что на самом деле кризис возник не сегодня и даже не полгода назад. Кризис человечности возникает постоянно, когда человечество и каждый его член сдает свой экзамен на прочность перед лицом соблазнов прихотливого мира. Человек-машинерия, который не в состоянии думать, а может лишь выполнять чужие указания и быть жертвой манипуляций, псевдоморальных ценностей, в действительности ощущает пустоту. Материальное обеспечение покачнулось, а значит и определенное положение в мире «сильных и черствых», участились случаи депрессии, отчаяния, самоубийств. Пустота... Пустота, а вокруг ничего. Потому что жизнь утратила смысл для не имеющих крепкого «морального фундамента». Жизнь, полная одиночества и поверхностных желаний. Для этих людей существует кризис, кризис их внутреннего «маленького человека», рвущегося в мир и жестоко подавляемого бесценностным существованием. Человек-машинерия хочет себе обеспечить «рай земной», а не рай Божий. Его отпугивают вечность и Божья справедливость. Его захватила жажда, карьеризм, жестокость.
Экономическое лицо «духовного кризиса» — это попытка побега помельчавшего человека от реальных причин, это попытка побега от своего «бездуховного я», это попытка навязать псевдокартину мира рядовому гражданину. Наблюдаем через средства массовой информации и через пропаганду насилия на телеэкранах, что наша нация, пережившая голод, катастрофы, беды, неволю и иго, умирает как духовная формация. Генофонд нации уничтожается. А наряду с этим разрушается генетическая, историческая память народа. Уничтожение богатых моральных ценностей нашего общества привело к тому, что украинец считает экономический кризис самой большой катастрофой своей жизни. Обозленные люди — это потерянные люди, потерянные временем.
Я хочу искренне посочувствовать тем «моральным калекам», тем, кто вне материального положения не видит красоты, кто молится на доллар, потому что эти люди не сильные мира сего. Они манипуляционные игрушки в руках мировой коррупционной системы. Своего рода прагматические создания, в которых с каждым днем умирает Человек. И нет возврата. Это саморазрушающий процесс личности. Личности без души. А долго ли проживет Человек без души? Сколько ему отмерено? В этом мире мы умираем каждый день как люди, даже когда наше физическое здоровье крепкое. А когда нет святого в сердце — стоит ли дальше продолжать свое физическое существование, которое в конечном итоге превратится только в боль. Боль... и больше ничего.
Прослеживаем случаи самосожжения людей, которые не могут рассчитаться с кредиторами. Так проявляется кризис их личности. И даже духовные наставники чаще всего наживаются на человеческих слабостях (пример — секта Посольство Божье). Кризис духовности присутствует везде, даже в церквях. Гипнотические сеансы, оккультизм, спиритические практики — все, чем занимаются люди, стремящиеся побороть в себе пустоту. Но одолеют ли они пустоту в себе? Пустоты нет. Чем ее заполнить? Может, стоит во время кризиса переосмыслить свои ценности? Возможно, это правильный путь к гармонии, к развитию личности.
Мировой экономический кризис, созданный искусственно и запущенный как пропагандистская машина исчерпавшими ресурсы обогащения мультимиллионерами, потребности которых растут с каждым днем в геометрической прогрессии, — навязан обществам. Но это лучшее испытание на прочность, испытание человечности, испытание, которое использует Провидение, чтобы напомнить нам, черствым прагматикам, что ценности не погибли, что лишь от нас зависит эпохальное «Бог умер», о котором писал в начале века декадент Ницше. Только от нас зависит, позволим ли мы быть манипулируемыми игрушками в руках «денежных мешков» или будем сильными и крепкими людьми, способными преодолеть временные неудачи. И кризис превратится действительно во временные трудности, а не в трагедию.
Мировой экономический кризис — это борьба личности за себя, за свое внутреннее «святое». Это борьба за духовную и моральную жизнь, борьба мира за него, за Человека. Как никогда актуально в нашем обществе — «Не дайте сильному погубить Человека!» Кароля Войтылы (известного Папы Иоанна Павла II, имевшего славянское происхождение). Не дайте же сильному погубить Человека! Хочу, чтобы этот Человек жил и был великим. Я верю в то, что великих и чистых сердцем людей больше! И я не ошибаюсь. Великие украинцы просто ждут удобного случая.
Как сказал поэт Тарас Шевченко:
«Коли ми діждем Вашингтона
З новим і праведним законом,
А діждемо таки колись...»
Человек, великий Человек, великие украинцы обязательно достойно переживут это испытание, преодолеют экономический кризис и кризис духовности, потому что Правда все побеждает. Они еще готовятся, они еще ищут себя, они еще ждут своего часа...