Кризис негативно влияет на бизнес-привлекательность Украины. По данным Государственного комитета статистики, объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в отечественную экономику за 2008 год увеличился на 25,3%. И, хотя общий приток ПИИ составил $35,723 миллиарда, что в перерасчете на одного человека составляет $775,3, однако в IV квартале появилась неприятная тенденция. Чистый отток ПИИ в октябре-декабре 2008 составил $1,898 миллиарда, тогда как в III квартале их прирост был равен $1,17 миллиарда, во II — $3,553 миллиарда и в I квартале — $3,365 миллиарда. Эти цифры указывают на то, что ситуация с инвестициями начинает ухудшаться.
В прошлом году желающих «завести» свои денежки в нашу страну оказалось предостаточно. На протяжении всего 2008 года ресурсы поступали с 124 стран мира. В число основных инвесторов традиционно попали Кипр — $7682,9 миллиона, Германия — $6393,8 миллиона и Нидерланды — $3180,8 миллиона. Конечно, нельзя стопроцентно утверждать, что до кризиса инвесторов полностью устраивал существующий инвест-климат в нашей стране. Однако национальные особенности ведения бизнеса сполна компенсировались сверхприбылью на внутреннем рынке. Когда же в Украину нагрянул кризис, иностранные бизнесмены почувствовали, что спрос на продукцию уменьшается, как, соответственно, и прибыли, а вот чиновничьи аппетиты нет.
Кроме того, зарубежные деньги после «большой приватизации» уже не видят перспективных предприятий, которые можно было бы быстро поднять. «То, что мы проигрываем нашим региональным конкурентам, в том числе России, — это не только последствия перманентного политического кризиса, но и отсутствие предложений прямому иностранному инвестору (например, хай-тэк)», — говорит руководитель Всеукраинского центра содействия предпринимательской деятельности Александр Данилюк. Поэтому важно в кратчайшие строки создать стратегию бизнес развития, которая позволит провести в стране своеобразную инвестиционную перезагрузку.
Но для внедрения этой идеи в жизнь необходимо реализовать еще один элемент, считает президент Украинской профессиональной ассоциации привлечения инвестиций «ProInvest» Петр Кошуков. «Власти должны задуматься над созданием конкурентоспособной мощной структуры, которая взяла бы на себя полную ответственность за продвижение Украины на инвестиционном рынке и за построение нового инвестиционного имиджа страны», — резюмирует он.
Сложно не согласится с утверждением экспертом, что Украине надо подлатать свой инвестиционный имидж за рубежом. К слову, даже европейские страны-тяжеловесы потратили на создание позитивного бизнес-образа не один год и не один миллион долларов. Так чего уже стыдиться нам? Другое дело, понимают ли украинские государственные руководители важность выделения денег из госказны на эти цели?
По мнению лидера Народного Руха Украины, заместителя лидера парламентской фракции «Наша Украина — Народная самооборона» Бориса Тарасюка, в Украине и так предостаточно структур, которые занимаются информационным имиджем страны за рубежом. В частности, это государственный комитет по вопросам телевидения и радиовещания, информационные агентства, а также МИД. Однако неэффективность деятельности таких структур связанна не с их плохой организацией, а с недостаточностью финансирования. Так, в 2009 году на программу создания положительного имиджа Украины из госбюджета выделено 40 тысяч гривен! «Для сравнения, в 2006 году на эти цели выделялось 12 миллионов гривен» — детализирует Тарасюк. Поэтому он считает, что отечественным предпринимателям необходимо объединяться и оказывать давление на украинскую власть для обеспечения благоприятного инвестиционного климата в государстве и заодно решать «серьезные проблемы» судебной власти. А то и дальше большие инвест-проекты будут заходить в страну не благодаря стараниям государственных институций, а в результате точечных попыток разных компаний реализовать свои стратегии развития в Европе.