С приходом весны и соответствующим уменьшением объемов потребления газа в Европе дискуссии вокруг будущего украинской ГТС приобрели более спокойный и прагматический характер. С чрезвычайными усилиями, ценой новых финансовых обязательств, отсрочек или максимальных ограничений собственных потребностей НАК «Нафтогаз України», при жесткой опеке Кабинета Министров Украины, вовремя рассчитывается за использованный газ. Европейские чиновники активно и убедительно доказывают своим коллегам из России, что 23 марта в Брюсселе ничего, что могло бы их оскорбить, не произошло. Финансовый и экономический кризисы побуждали европейцев к поиску наиболее оптимальных решений в сфере газоснабжения, максимально используя, по крайней мере на кризисный период, то, что уже функционирует, разве что немного потратившись на частичное его усовершенствование.
Поведение украинцев в этот период следует признать как мудрое. Мы перестали поучать своих соседей, по какому маршруту им лучше транспортировать газ, а вместо этого выразили готовность к совершенствованию структуры НАК «Нафтогаз України», либерализации собственного газового рынка и широкой модернизации, а при необходимости и дальнейшего развития ГТС. И как будто начали наводить порядок в собственном доме, что было и остается наибольшей проблемой во взаимоотношениях с нашими партнерами на дальнейшую перспективу.
Посол Федеративной республики Германии в Украине господин Ханс-Юрген Хаймзет на этой неделе заявил, что, по его мнению, претензии России к Меморандуму, подписанному на Международной инвестиционной конференции по вопросам модернизации украинской газотранспортной системы, недостаточно обоснованы. «Россию не исключили из этого процесса, наоборот, она играла ведущую роль за круглым столом», — отметил дипломат. Принимая во внимание то, что история вопроса изменила свое русло, отметил дипломат, подписанный несколько лет назад трехсторонний документ о создании газотранспортного консорциума начал терять свою актуальность.
В ответ на услышанные нами многочисленные предостережения, что ЕС так же, как и Россия, стремится получить контроль над украинской газотранспортной системой, включительно с желанием стать ее владельцем или, во всяком случае, совладельцем, посол подчеркнул: «Для нас главное — как достичь большей прозрачности в газообеспечении стран Евросоюза и усилить энергетическую безопасность. Все это не касается вопроса, кому принадлежат газопроводы — это не обсуждается». Он также акцентировал внимание на том, что на конференции, в первую очередь, решался вопрос, на каких условиях можно привлекать западные финансовые институции к модернизации украинской ГТС.
«Украина — это суверенная страна. Она, так же, как и Россия, имеет право контролировать свои газотранспортные сети», — констатировал в конце прошлой недели и глава генерального директората Еврокомиссии по внешним связям Энеко Ландабуру.
После погружения в собственные, связанные с кризисом, внутренние и внешние проблемы позиция России становится все более спокойной и уравновешенной, и это укрепляет фундамент платформы дальнейших переговоров между всеми участникам газового рынка, и что важно — украинско-российских. Становятся ощутимыми первые признаки потепления. Хотя многочисленных политиков и экспертов до сих пор интересует: какие же ранее неизвестные договоренности были нарушены украинской стороной в Брюсселе, что вызвало непомерную обиду и ярость России? Но со временем и эта информация, вероятнее всего, будет обнародована, учитывая и то, что у нас впереди президентские выборы. И если неприятные для нас договоренности все же были, они могут стать миной замедленного действия в самое неподходящее для ее участников время.
Следовательно, похоже на то, что довольно вяло, но процесс пошел. Каких рисков в реализации обусловленного международного проекта можно ожидать со стороны Украины? По-видимому, наиболее сложными для нашей власти будут даже не вопросы источников получения долгожданных финансов, а дефицит мастерства украинской команды и нужного уровня политической воли, необходимых для проведения таких долгожданных в Украине и соседних государствах реформ в «Нафтогазе» и на газовом рынке нашей страны. Здесь замешано слишком много интересов олигархических групп, политических сил и кредиторов, и каждый из них будет бояться потерять в этом процессе свое. Поэтому стратегия и тактика в решении, в первую очередь, сугубо украинских проблем должна быть глубоко продуманной и филигранно отточенной, ведь цена поражения в реализации Брюссельской Декларации может стать слишком высокой для Украины, будущего нашей газотранспортной системы и для отдельных участников уже близких президентских и парламентских выборов.
Совместный проект Альянса «Новая энергия Украины» с газетой «День»
Раз в две недели мы будем встречаться на страницах «Дня» для того, чтобы обсудить пути формирования энергоэффективной экономики и повысить энергетическую конкурентоспособность страны.
Ориентируясь на вас, уважаемые читатели как на лидеров, на людей, которые формируют общественное мнение в Украине, мы надеемся, что наш проект найдет среди вас позитивные отзывы. Мы приглашаем Вас к диалогу: хотим вместе найти наиболее эффективные пути для того, чтобы энергоэффективность была основой особого энергобережливого типа мировоззрения украинского общества.
Приглашаем Вас к активному обсуждению проблем энергоэффективности на сайте Альянса — www.newenergy.org.ua, а также ждем отзывы и предложения по телефонам: (044) 254 36 91, (044) 254 36 93.
Будущее нашего государства — в наших руках!