Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Экономические интересы и имперский комплекс

Чем Юлия Тимошенко вызвала «болезненную реакцию российских лидеров»
31 марта, 2009 - 19:40

Чем больше времени проходит от международной донорской конференции по модернизации украинской газотранспортной системы, тем становится более очевидно, что 23 марта стало своего рода испытанием украинских политиков на преданность национальным интересам Украины. И такой тест успешно сдала премьер-министр Украины Юлия Тимошенко, подписав в Брюсселе совместную декларацию между ЕС и Украиной по итогам международной донорской конференции по модернизации украинской газотранспортной системы. Тем самым она подтвердила себя как проукраинский политик. Это стало большим плюсом для нее, поскольку до этого события ее рейтинг несколько упал. Подписав Декларацию, она дала понять России: дружба дружбой, а табачок врозь. И совсем непонятно, зачем России было устраивать истерию по этому поводу. В Кремле должны были помнить, что именно Тимошенко была инициатором запрета приватизации и передачи в концессию украинской ГТС после газового кризиса в начале 2006 года.

Но, похоже, российские власти никак не могут успокоиться. Прошла неделя после подписания Брюссельской декларации, а «Газпром» уже называет Украину шантажистом и не лучшим кандидатом для ЕС. «Если бы руководство ЕС расследовало эти факты, то встал бы вопрос о членстве Украины в ЕС. Транзитный монополист, шантажирующий Россию и Европу, не лучший кандидат в члены ЕС», — заявил вчера заместитель председателя правления «Газпрома» Александр Медведев в ходе межпарламентской конференции «Проект «Северный поток» — парламентское измерение» в Петербурге. Говоря о соглашении ЕС и Украины о модернизации украинской ГТС, замглавы правления «Газпрома» отметил, что складывается впечатление, что руководство ЕС «хочет спровоцировать очередной виток газового кризиса». Он также сказал, что «Газпром» по-прежнему готов транспортировать через Украину 110 млрд. кубометров газа в год при условии, что транспортные возможности Украины позволят это сделать. По мнению представителя «Газпрома», возможности инвестировать в газотранспортную систему (ГТС) Украины появятся не ранее 2010 года из-за «паралича власти в этой стране».

Следует отметить, что в России не все разделяют мнение Кремля. Экс-премьер-министр России, лидер Народно-демократического союза Михаил Касьянов считает, что Брюссельские договоренности о модернизации украинской ГТС ослабляют способность Кремля использовать газовые поставки как инструмент политического влияния на Украину. «Смысл достигнутых там договоренностей, и вместе с тем главная причина недовольства Кремля: теперь газовая граница Европы фактически может переместиться на российско-украинскую границу. Объединенная Европа будет покупать его там и готова сама платить за дальнейший транзит. Но тем самым существенно ослабляется способность Кремля использовать газовые поставки как инструмент политического влияния, в частности, и на Украину. Отсюда такая болезненная реакция российских лидеров», — отметил Касьянов. По его мнению, учитывая политику России с конца 2004 года, подписание такого документа Украиной — «абсолютно естественный, закономерный процесс», потому что значительным образом снижает зависимость ЕС и Украины от России и от «российского режима». Вместе с тем, Касьянов высказал уверенность, что достигнутые в Брюсселе договоренности никоим образом не направлены против России.

Тем временем президент Института энергетической политики, в прошлом замминистра энергетики Владимир Милов считает, что на самом деле истерика Путина — еще одно доказательство того, что в своих действиях на международной арене он руководствуется не экономическими интересами России, а собственными имперскими комплексами. По мнению Милова, имперские комплексы, вне сомнения, стояли и за январской авантюрой с отключением газа Украине и газового транзита в Европу. Они обошлись России в прямые потери в 2 млрд. долларов, вероятные сопоставимые потери в виде выплат компенсаций пострадавшим странам и трудно оценимые пока, но огромные имиджевые потери, которые неминуемо обернутся потерей газовых рынков в будущем.

Мыкола СИРУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ