Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Молодежь — о Мазепе

«Он в моем сердце»
30 марта, 2009 - 19:43
ИВАН МАЗЕПА

Благодаря случайным обстоятельствам, в день рождения Ивана Мазепы — 20 марта 2009 года — я попал в Музей гетманства на презентацию книги современного украинского историка Тараса Васильевича Чухлиба «Шлях до Полтави», организованную информационно-аналитическим агентством «Наш час». («День» №49 от 24.03.2009).

Первое, что поразило — атмосфера патриотизма, царящая в Музее гетманства. Он как будто пронизан невидимыми ниточками, соединяющими целые поколения украинцев, которые с гордостью себя считают частью могущественной европейской нации. Попав в круг образованных людей, каждый из которых высказывал патриотично настроенные мысли по поводу личности Ивана Мазепы, я как будто перенесся во времена казацкой вольницы и почувствовал присутствие вокруг себя казаков, преклонявшихся перед выдающимся гетманом. Впервые в жизни я ощущал себя комфортно в незнакомом окружении. Среди присутствующих было много тех, кто жил во времена коммунистического режима. Однако с их уст ни разу не прозвучало слово о Мазепе-предателе. Участники презентации говорили об украинском гетмане как об одной из самых великих личностей украинской истории.

Рассказ сегодня пойдет о Мазепе — благотворителе и меценате. Жизненный путь основоположника «Казацкого Возрождения» начинается в селе Мазепинцы. Уже в двадцатилетнем возрасте Иван Мазепа был крепким и красивым парнем, в глазах которого светилась воля, честь, преданность и сила. С годами Мазепа мужал, набирался жизненной мудрости и понимал, что его призвание — казачество. И так жизненный путь Ивана пролег на Сечь. Именно там, где волны Днепра так страстно оббивали высокие пороги, где в степях высвистывал песни свободы гуляй-ветер, Мазепа реализовывал свое жизненное кредо: жить и служить Украине. Острый ум, дипломатическое дарование, храбрость и упорство, проявленные в боях, выделяли его среди казацкой общины. И поэтому старшина назначила его генеральным есаулом. Но Мазепа не хотел довольствоваться малым и медленной поступью приближался к высшей должности

В 1687 году Ивана Мазепу избрали гетманом Левобережной Украины. Именно это событие положило начало золотому веку украинской культуры, названному украинским ренессансом. В это время особенного развития достигли образование, наука, искусство, архитектура.

Любовь к родной земле, ее христианским добродетелям порождали непреодолимое желание отстраивать и возводить храмы. И именно благодаря благотворительному подвижничеству Мазепы, вторую половину XVII ст. принято считать золотым веком украинской архитектуры. Несмотря на все трудности и непрерывные ущемления со стороны северного соседа, в Украине зародился и достиг расцвета новый архитектурный стиль, получивший название «украинское барокко». Его кульминация пришлась на эпоху И. Мазепы, поэтому исследователи иногда еще называют этот стиль «мазепинским», тем самым прославляя выдающегося украинского гетмана. Так, Петр I назвал гетмана великим строителем святых церквей.

По инициативе и на средства Мазепы в Гетманщине был построен ряд величественных храмов, значительно изменивших архитектурное лицо многих городов, среди которых Киев, Чернигов, Переяслав, Глухов, Лубны, Батурин, Бахмач и другие.

Очень много усилий Мазепа приложил к развитию Могилянской академии. Именно благодаря его ходатайствам Киевский коллегиум в 1701 г. получил от российского царя официальный статус высшего учебного заведения и название «академия». И. Мазепа сделал для этого заведения так много, что современники называли его «ктитором преславной академии Могило-Мазеповиянской». В 1690—1693 гг. он построил для нее новый каменный Богоявленский собор Братского (академического) монастыря на месте старой деревянной церкви времен гетмана Сагайдачного. Ясновельможный гетман пожертвовал на его строительство более 200 тысяч золотых.

На средства гетмана Ивана Мазепы в Киево-Печерской лавре в 1696—1698 гг. была построена церковь Всех Святых — жемчужина украинского барокко. В 1698—1702 гг. вокруг Киево-Печерской лавры на его же деньги были построены каменные крепостные стены общей длиной более одного километра. В эпоху Мазепы эти стены целиком и полностью отвечали всем требованиям военно-инженерного искусства. По углам были возведены каменные башни. Самые известные и мощные из них: Троицкая, Полатная, Малярная, Часовая, Кушника. Кроме вышеупомянутых сооружений, Мазепа перестроил Успенский собор лавры. Гетман несколько раз давал деньги на многочисленные восстановления и реставрации, поэтому историки считают, что именно на это сооружение он потратил больше всего сил и средств.

И. Мазепа приложил множество усилий к делу реставрации и восстановления наиболее ценных памятников великокняжеской эпохи в Киеве. В первую очередь, хочется назвать собор Святой Софии, который до ХVI ст. находился в запущенном состоянии. В 1690—1696 гг. Софийский собор восстанавливается на средства славного гетмана. Храм приобретает формы, присущие украинскому барокко. Достраиваются два новых придела с юга и севера, а также четыре новых престола (по два на верхнем и нижнем этажах собора). После пожара 1696 г. стараниями И. Мазепы и В. Ясинского была возведена каменная колокольня в барочном стиле около Софийского Собора и построены главные въездные ворота со стороны современной Владимирской улицы. Известно, что на восстановление собора Мазепа израсходовал 50 тысяч золотых, а на позолоту его купола — пять тысяч дукатов. Кроме того, он подарил храму золотую чашу стоимостью 500 дукатов.

Среди наиболее ценных памятников архитектуры Киева, отреставрированных на средства И. Мазепы, значилась и главная церковь Михайловского Златоверхого монастыря.

Но разве мог Мазепа обойти стороной колыбель украинского казачества — Запорожскую Сечь, которая всегда стояла крепкой гранитной опорой на защите украинской нации! Мазепа выделил деньги на реставрацию церкви Покровы Пресвятой Богородицы, которая радовала своей красотой глаза всех, кто ее видел. Существует мнение, что именно эта постройка была одним из наиболее ярких сооружений того времени, возведенных Мазепой.

Городом особой энергетики и волшебной полесской красоты стал для Ивана Степановича Батурин — обвитый быстрыми водами Сейма, защищенный высокими кручами. Взгляд современника привлекали церкви Живоначальной Троицы, Святого Николая, Воскресенская, Покровы Богородицы. Во времена гетманства Мазепы город превратился в центр левобережного православия.

За дарованный Всевышним период правления — 21 год — Иван Степанович стал основателем 12 новопостроенных и 20 реконструированных святынь Украины! Разве была еще во времена Гетманства подобная личность в украинской истории? Мазепа жаждал, чтобы Киев оставался вторым Иерусалимом — центром украинской православной веры и культуры. Он делал все возможное для достижения этой цели, потому что знал, что церковь — это, прежде всего, душа народа, душа правдивая, живая, которая придает силы народу и делает его настоящей нацией. И именно во времена советского тоталитарного режима под взрывчаткой первыми падали церкви, построенные на деньги Мазепы, ведь именно они были ячейками свободного украинства, формировавшегося еще во времена Гетманщины.

Отчаянным, мудрым, умным человеком, всю свою жизнь посвятившим постройке церквей, храмов, государственности, вошел Мазепа в историю Украины. Для кого-то он был предателем, для кого-то — героем, для одних — объектом любви, для других — ненависти, кому-то казался святым, а кому-то — проклятым, но для меня Мазепа — национальный герой и патриот, пример для подражания, который останется в моем пламенном украинском сердце — навсегда!

Роман ГАВРИЛЮК, ученик лицея №100 «Поділ», г. Киева
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ