Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Еще раз о Киеве, который «сдает» Полтаву

17 марта, 2009 - 19:46

...И снова приходится возвращаться к болезненной теме «Полтава и Мазепа: накануне 300-летия битвы». Снова — потому, что в конце прошлого года я уже высказывался на страницах «Дня» по поводу того, как «Киев сдает Полтаву» (статья так и называлась: «Киев «сдает» Полтаву?»; см.: «День», 2008, 5 декабря). Тогда говорилось о конкретных проблемах, касающихся подготовки к празднованию исторической даты. Анализируя сложившуюся на полтавском «направлении» ситуацию, я вынужден был сделать неутешительный вывод о пассивности (если не сказать бездеятельности) правительственного оргкомитета во главе с вице-премьер-министром Иваном Васюником, который, начиная с 31 мая 2008 г., все откладывал и откладывал рассмотрение и принятие соответствующего плана мероприятий. Скоро будет девять месяцев, как проекты необходимых документов, подготовленные по поручению оргкомитета рабочей группой, так и остаются проектами. А это значит, что никаких реальных действий со стороны государства, направленных на то, чтобы подготовиться к достойному празднованию «круглой» исторической даты в июле 2009 года, с прошлого мая НЕ БЫЛО.

Нужно сказать, что статья «Киев «сдает» Полтаву?» не осталась незамеченной в высоких кабинетах. 16 декабря 2008 г. Иван Васюник созвал совещание, в котором приняли участие министр культуры и туризма Василий Вовкун, директор Украинского института национальной памяти Игорь Юхновский, представители Секретариата Президента Украины и Минфина, глава Полтавской областной госадминистрации Валерий Асадчев... Речь шла о том же: о концепции празднования и плане мероприятий. Не буду вникать в подробности этого весьма бурного заседания, скажу лишь об его итоге. Вице-премьер-министр И. Васюник дал поручение доработать документы и пообещал, что выездное заседание оргкомитета состоится в Полтаве через неделю, то бишь 23 декабря. Так сказать, при любой погоде.

Однако 22 декабря службы вице-премьер-министра сообщили членам оргкомитета, что заседание... переносится на другую дату! Переносится, добавлю от себя, уже в седьмой раз. И что дальше?

Теперь вкратце о положении дел и основных «болевых точках» в полтавской ситуации.

1. Реэкспозиция музея «Поле Полтавской битвы». Сотрудниками музея — при участии ученых из Института истории Украины НАНУ, Киевского университета им. Т. Г. Шевченко и «Киево-Могилянской академии» — подготовлен новый тематико-экспозиционный план, предусматривающий определенное изменение концептуальных подходов к освещению событий 1708—1709 гг. В частности, планируется открыть новый, так называемый «казацкий» зал, обновить экспозиции других восьми залов. История начала ХVІІІ в. должна быть увидена украинскими, а не российскими глазами, и соответственно представлена — это главное. Дальнейшая глорификация Петра I и российского оружия означала бы продолжение царской и советской историографической традиции.

Теперь дело за средствами, которые должен выделить городской совет (если бы не оттягивание времени правительственного оргкомитета, то возможна была бы также поддержка за счет госбюджета, хотя при условии понимания между городской и областной властью, а его как раз не хватает). Напомню, что музей «Поле Полтавской битвы» имеет муниципальный статус. Что касается разговоров о предоставлении ему статуса национального, то дальше разговоров в киевских кабинетах дело не пошло. Говорят: Полтава не хочет. А какой резон ей, спросим, хотеть? Чтобы иметь головную боль с тем же Киевом, замкнувшимся в своих безголовых политических баталиях?

Главное мое опасение, когда речь идет о реэкспозиции, заключается в том, что все может свестись к открытию казацкого зала, который будет представлять собой своего рода «государство в государстве»: если все остальные залы останутся такими, как есть, неминуемо возникнет диссонанс, двойственность картины. А этого как раз нужно избежать.

2. Село Жуки, где жил и был похоронен летописец Самойло Величко, канцелярист того самого Кочубея, казненного гетманом Мазепой. Жуки расположены рядом с историко-культурным заповедником, но это уже не городская полоса. Здесь хозяйничает не городской глава Андрей Матковский, а глава облгосадминистрации Валерий Асадчев. На упомянутом выше заседании оргкомитета, которое И. Васюник проводил 16 декабря прошлого года, В. Асадчев «с легкостью необыкновенной» уверил присутствующих, что 27 июня 2009-го в Жуках будет открыт музей казачества. Зная реальное положение вещей, могу уверить, что все это — фантазии Валерия Асадчева. Никакого музея не только не будет, но и не могло быть. Ведь не существует концепции музея, нет средств, нет научных сотрудников и, ко всему прочему, нет времени.

Сейчас в Жуках, рядом с памятным знаком в честь С. Величко и памятником словацкому историку Д. Крману, возводят церквушку. Обещают раскрыть фундаменты старой церкви. Что ж, и то хорошо.

3. Дом Ивана Павловского, в котором в 1909 году был размещен первый музей «Поле Полтавской битвы». Находится он на территории заповедника, рядом с нынешним музеем и возведенным в честь 200-летия битвы храмом. Это собственность УПЦ МП. За средства Российской федерации дом воссоздается (на месте старого должна появиться построенная из фасадного кирпича копия); на те же средства отреставрирована и Братская могила, в которой похоронены русские воины. В восстановленном доме (якобы!) должны разместиться экспозиции, посвященные И. Павловскому. Но до реальной передаче комнат в распоряжение заповедника еще далеко, да и вообще дело это покрыто густым туманом. Есть информация, что дом копируется для того, чтобы в нем могла функционировать воскресная православная школа. Не удивлюсь, если появится здесь и русский культурный центр, так как о нем также идут разговоры. Хотя городская власть уверяет, что ничего подобного не случится. Но — помните? — дом является собственностью УПЦ МП, поэтому хозяин будет делать то, что заблагорассудится ему, а не кому-то другому.

4. Курган памяти погибших казаков. До сих пор это, как говорится, «глухой номер». На территории заповедника ведутся работы по реставрации российских редутов (для чего, спросить бы?), однако никаких знаков в честь украинских казаков, участвовавших в битве на обеих сторонах, нет. Есть Шведская могила, по дороге на Диканьку есть новый мемориал, которым почтена память о погибших шведских воинах, есть и храм Братская могила, напоминающие о жертвах, понесенных армией Петра I, а казаков будто и не было в той проклятой битве! Может, это какие-то чародеи воевали у Мазепы, Скоропадского и Палия? Может, казак-невидимка, тени которых поныне не разглядеть из кабинетов что полтавских, что киевских?

Валерий Асадчев с гордостью говорит об объездной дороге, которую за счет государства прокладывают к заповеднику. Но кому нужна дорога, если она не ведет к «храму»? — спрашивала бабушка в известном фильме Т. Абуладзе «Покаяние». Так и здесь: зачем дорога, если не сделано самое главное? Если нет кургана памяти погибшим казакам, на который можно было бы положить цветы и просто минуту постоять молча?

5. Памятник Ивана Мазепы в Полтаве. Короткая история этого вопроса такова. Государство выделило Полтавщине средства, часть которых должна быть потрачена на сооружение памятника гетману. Городской совет летом принял решение, которым дал согласие на установление памятника на площади возле Успенского собора. Дальше слово было за областным советом, который должен санкционировать направление уже имеющихся в наличии госбюджетных средств именно на сооружение памятника И. Мазепы. И здесь вышел сбой. Депутаты провалили подготовленный проект решения. В. Асадчев по этому поводу свирепствовал, метал молнии в сторону облсовета и его главы, уверяя журналистов, что памятник все равно поставят, только уже не за счет государства (поскольку неиспользованные 1,5 млн. грн. пришлось возвращать в Киев), а за счет спонсорских взносов.

Еще одна фантазия полтавского «губернатора»! Вместо того, чтобы должным образом готовить принятие нужного решения, убеждать депутатов ДО сессии, он теперь махает кулаками, направляя свой праведный гнев на «врагов», на «антиукраинские силы», якобы все время ему мешающие. Но ведь сумел городской глава провести на сессии городского совета непростое — учитывая депутатский состав — решение об установлении памятника в центре Полтавы! Почему же тогда областной руководитель спасовал? И зачем напускать туман относительно прожектов со спонсорскими средствами, если государственные деньги уже были в кармане — сумей только ими воспользоваться?

А теперь вот промелькнуло сообщение, что В. Асадчев собирается еще и «закрыть вопрос с Карлом». То есть — поставит памятник Карл ХІІ в Кобеляцком районе (возле Переволочной, которой, к слову, давно нет, поскольку полвека назад эти места затопили).

Не многовато ли прожектов на одного губернатора? Музей казачества, которого нет. Памятник гетмана Мазепы, которого не будет. А здесь тебе и Карл ХІІ, вопрос с которым скоро обещали «закрыть»... Фантастика!

6. Празднование в Полтаве в июле 2009 г. Оно будет. Этим уже почти два года занимается городской оргкомитет. Программы и сценарии подготовлены. Надеюсь, что все пройдет под знаком почтения памяти всех погибших. Цивилизованно и по-человечески. И что не будет эксцессов со стороны приезжих или местных «радикалов». И что не дойдет до стихийных «народных гуляний» (празднований, неадекватных развлекательных акций...). Неоднократное общение с руководством города внушает надежду, что будет именно так.

Но осознание того, что государство «сдает» Полтаву — отстраняется от того, от чего не имеет права отстраняться, оставляет ощущение горечи и досады. Сколько можно проигрывать битвы — пусть уже и не батальные? И опять же: а цветы погибшим украинцам куда принести? Неужели к подножию Петра I?

Владимир ПАНЧЕНКО, член оргкомитета по празднованию 300-летия событий, связанных с военно-политическим выступлением гетмана Ивана Мазепы и заключением украинско-шведского союза.
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ