В Молдове 5 апреля пройдут выборы в парламент. Согласно решению Центризбиркома, в выборах участвуют 15 партий: Социал-демократическая, Либеральная, альянс «Наша Молдова» («Молдова ноастрэ»), Христианско-демократическая народная партия, Партия коммунистов Республики Молдова, Либерально-демократическая партия, Демократическая партия, Центристский союз, партия «Европейское действие», партия «Объединенная Молдова», Консервативная партия, Экологическая партия «Зеленый альянс» (Alianta Moldova Verde), партия «За народ и страну», Союза труда «Patria-Родина», Республиканская партия. Кроме того, за голоса избирателей будут бороться шесть независимых кандидатов. По результатам народного волеизъявления и фракционной конфигурации в высшем законодательном органе будет выбран президент. Нынешний глава республики лидер Партии коммунистов Республики Молдова — ПКРМ — Владимир Воронин заканчивает свой второй срок, и баллотироваться на высший пост уже не может. Перед ПКРМ стоит непростая задача получить в новом парламенте большинство, желательно конституционное, затем выбрать президента и на этот раз из своих рядов.
Одним из самых болезненных для Молдовы вопросов является ее территориальная целостность, другими словами — Приднестровье. Как обычно, в период предвыборной кампании он приобретает значительную остроту. С этой карты ходят практически все участники гонки и стараются на этом получить хоть какие-нибудь преференции в глазах избирателей. По понятным причинам не остаются равнодушными и соседи Молдовы. Наибольшую активность еще год назад стала проявлять Москва. Министр иностранных дел России Сергей Лавров в феврале текущего года нанес визит в Кишинев. Продолжением его переговоров с президентом Владимиром Ворониным стала поездка в регион посла по особым поручениям МИД России Валерия Нестерушкина, встречи с руководителями конфликтующих сторон.
Заинтересованность Воронина в поддержке России в скорейшем разрешении приднестровского конфликта понятна. Любое, даже микроскопическое, продвижение в направлении реинтеграции Молдовы станет главным козырем в предвыборной кампании, покажет избирателям, что только коммунисты в состоянии разрешить сложный и болезненный конфликт. В обстановке, когда ПКРМ и ее лидерам похвастаться особенно нечем, падение рейтинга партии очевидно, так что необходимо сильнодействующее средство для его поддержания и наращивания.
В первую очередь позиции коммунистов сильно ослабели на юге страны — в Гагаузии. Это со всей очевидностью показала последняя поездка президента Воронина в город Чадыр-Лунга. Официозная газета «Независимая Молдова» писала о теплой встрече в переполненном зале местного Дома культуры, аплодисментах, бесконечных благодарностях за построенный хирургический корпус и восстановление больницы, что «стало возможным исключительно благодаря волевому решению Владимира Воронина». Однако настроение президента было совсем не радужное.
Как пишет газета «Молдавские ведомости», товарищ Воронин посетовал на то, что ПКРМ так много делает для автономного территориального образования (АТО), а ей платят прямо таки черной неблагодарностью. «На выборах 2005 года по всему Чадыр-Лунгскому району за нас проголосовало только 15 процентов избирателей. А мы вам выделили 30 миллионов леев (2,81 млн.дол. — Авт.) только на реконструкцию хирургического комплекса! ...Каков привет, таков ответ, так что думайте, думайте... Вас что — надо бить, чтобы вы нас любили?» Отношения коммунистов с избирателями Гагаузии давно, мягко говоря, прохладные. В декабре 2006 г. на выборах башкана (главы) АТО с треском провалился Георгий Табунщик — креатура Владимира Воронина.
Не удивительно, что в погоне за голосами русскоязычного электората лидер ПКРМ обратился за поддержкой к России. И она оказана на достаточно высоком уровне. Оппозиционная молдавская пресса расценила визит Сергея Лаврова как открытую поддержку нынешнего президента и его партии. Московская газета «Коммерсант» прямо написала, что «глава МИД РФ включился в молдавскую предвыборную борьбу». Участие это заключается в организации накануне выборов встречи Владимира Воронина с лидером Приднестровья Игорем Смирновым.
Причин такой дипломатической активности Москвы несколько. Во-первых, поддержка Воронина и его партии на парламентских выборах связана с необходимостью максимально затормозить возможность западного сдвига Молдовы. Очевидно, молдавский президент стал более лояльно относиться к идее замены формата переговоров по Приднестровью «5+2» (Молдова, Приднестровье, Россия, Украина, ОБСЕ и наблюдатели: ЕС и США) на «2+1» (Молдова, Приднестровье, Россия). В этом случае у российской дипломатии расширяется поле для маневров и рычагов воздействия на участников переговоров.
Во-вторых. При некотором ослаблении напряженности с Западом, в первую очередь с Европой, России очень важно продемонстрировать конструктивный подход и возможность решения застарелых конфликтов только при ее участии. Не в последнюю очередь этот сигнал будет направлен в сторону президента Обамы, который сейчас формирует свою международную политику и пересматривает подходы предыдущей администрации.
В-третьих. Москве есть куда спешить с приднестровским урегулированием не только из-за желания улучшить отношения с западными странами. В Первопрестольной должны считаться с тем, что перманентный политический кризис в Украине после президентских и возможных последующих досрочных парламентских выборов закончится и власть на берегах Днепра начнет консолидироваться. У Киева достаточно много реальных рычагов воздействия на конфликтующие стороны. Вмешательство Киева с таким трудом налаженный процесс абсолютно не в интересах России. Активная украинская политика в регионе способна спутать все карты кремлевских игроков. Учитывая, что в любом случае процесс урегулирования, зная повадки лидеров в Тирасполе, не будет быстрым и тем более — легким, Москва пытается срочно укрепить свои позиции в Тирасполе и Кишиневе.
Судя по комментариям официозного информационного агентства «Приднестровье», от встречи Воронина и Смирнова с российскими руководителями не следует ожидать каких-либо прорывов. Кризис все сильнее захватывает Россию, и сейчас в Кремле есть проблемы поважнее, чем Молдова вместе с Приднестровьем. Об этом красноречиво говорят результаты встречи Владимира Путина с шахтерами, которая закончилась далеко не так гладко, как планировалось. Стороны не поняли друг друга. К тому же, в Москве опасаются, что ПКРМ если и победит на выборах, то не сможет самостоятельно сформировать правительство и выбрать президента. Вот почему в Кремле начинают присматриваться к другим партиям, в частности, необычайно смело стал высказываться лидер Центристского союза Молдовы — бывший премьер-министр Василий Тарлев. Если Москва начала раскладывать свои молдавские орехи по различным корзинам, то ничего хорошего Владимиру Воронину это не обещает.
Уже сейчас ясно, что пропагандистский эффект от встречи в Москве лидеров в формате «2+1» будет ничтожным. Приднестровский лидер категорически отказывается подписывать какие-либо документы, тем более обязательного характера. Не исключено, что под давлением российских участников встречи все-таки какой-то документ и будет принят, но он, как и прошлые, останется ничего не значащей декларацией. Характерно, что в последнее время в молдавской и румынской прессе все чаще стали звучать мотивы отказа от реинтеграции Приднестровья и предъявления Украине территориальных претензий на часть Одесской и Черновицкой областей.
И в этом смысле высылка украинских дипломатов из Бухареста приобретает еще одно значение: пропагандистская неудача с Приднестровьем компенсируется созданием искусственных проблем в отношениях с Украиной. Кое-кто в Кишиневе и Бухаресте пытается воспользоваться внутриполитическими проблемами Киева в своих целях.
Вполне возможно, что по этой причине Москва и Бухарест хотят отметиться на молдавском направлении и укрепить свои позиции. В обеих столицах прекрасно понимают, что без Киева не обойдется. А пока игра продолжается...