Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Почему «забуксовали» украинские комбайны

13 марта, 2009 - 19:46
УКРАИНА ИМПОРТИРУЕТ БОЛЬШЕ МАШИН ДЛЯ СЕЛА, ЧЕМ ВЫПУСКАЕТ САМА. КРЕСТЬЯНАМ, К СОЖАЛЕНЬЮ, ВЫГОДНЕЙ КУПИТЬ БЭУШНУЮ ИМПОРТНУЮ ТЕХНИКУ, ЧЕМ ОТДАВАТЬ СВЫШЕ ПОЛУМИЛЛИОНА ГРИВЕН ЗА ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ КОМБАЙН... / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Забастовку работников Херсонского машиностроительного завода использовали в своих целях все без исключения парламентские партии. Но мало кто из политиков сказал, что надо сделать для того, чтобы украинскую пшеницу молотили отечественные комбайны, которые выпускает этот завод...

Недавние сообщения в СМИ о том, что работникам Херсонского машиностроительного завода начали выплачивать задолженность по зарплате, снизило политический градус этой истории. Но пока что большинство комментариев политиков и журналистов сводится к тому, что вот, молодцы, что оперативно распорядились выделить предприятию 12 миллионов гривен на погашение задолженности по зарплате. Хотя подводная причина конфликта — отсутствие привычных для завода денег в бюджете на 2009 год для 30% компенсации аграриям — покупателям комбайнов, как мина замедленного действия все еще тикает в украинском сельскохозяйственном машиностроении. Если копнуть еще глубже, то окажется, что снятие заградительных пошлин на ввоз импортной сельхозтехники также сыграло свою роль. И сейчас Украина импортирует больше машин для села, чем выпускает их сама. Крестьянам выгодней купить бывшую в употреблении импортную технику, чем вываливать свыше полумиллиона гривен за отечественный комбайн, покупку которого пусть и дотировало государство с помощью 30% компенсации.

Да и стоимость комбайна на практике не так уж и удешевлялась. Дотирование осуществлялось через национальную акционерную компанию «Украгролизинг». Та, в свою очередь, накручивала свою надбавку на купленную в кредит сельхозтехнику. Баш на баш, государственная дотация и проценты за лизинг оставляла стоимость техники практически без изменений. Для комбайна «Славутич», который выпускает Херсонский машзавод — это свыше полумиллиона гривен. Правда, для аграриев еще существуют льготные кредиты, проценты по которым также компенсирует государство. Но с кредитами во время кризиса тяжело. И, как ни крути, мы снова приходим к тому, как же, собственно, сегодня формируется цена на отечественную сельхозтехнику?

Поддержка отечественного сельскохозяйственного машиностроения, на которую долгие годы шло государство, удерживала на плаву многие ставшие неконкурентоспособными заводы. Они продолжали выпускать свои материалоемкие и энергоемкие машины, благо государство ранее охотно компенсировало эти средства из бюджета. И повышало заградительными пошлинами стоимость импортных машин для села. Изменение этих двух компонентов — отказ от заградительных пошлин и дотаций покупателям отечественных сельхозмашин привело к тому, что украинский рынок быстро заполонила импортная сельхозтехника. И тот же Херсонский машиностроительный завод с октября 2008 года перестал выплачивать своим работникам зарплату. 12 миллионов гривен, выделенных предприятию через «Украгролизинг» — это стоимость как раз 20 застывших на его конвейере комбайнов, которые премьер решила оплатить по требованию работников завода.

Но вот что будет дальше? Будет ли государство и дальше дотировать украинское сельскохозяйственное машиностроение? Ответ на этот вопрос — нет, не будет дотировать, производителей сельхозмашин он не устраивает. Вот почему работники уже давно частного предприятия во время своей забастовки совершили, казалось бы, внешне нелогичный шаг. Заняв вначале здание заводской администрации, они затем переселились в помещение Херсонской облгосдаминистрации. Хотя, казалось бы, причем тут к частному предприятию местная власть? Но именно облгосдаминистрациям сейчас поручено согласовывать и координировать закупку сельхозтехники отечественных производителей.

Здесь мы подходим, собственно, к новой политике украинского правительства в отношении производителей сельхозтехники. Правительство Тимошенко упорно пытается перенести эти и другие подобные расходы из центра на места. И теперь предприятия, которые раньше получали бюджетную дотацию из центра, Кабинет Министров предлагает финансировать из местных бюджетов. Готовы ли к этому местные власти? Решение Херсонского областного совета о переносе сроков рассмотрения проблемы ХМЗ — показывает, что нет, не готовы. Денег в местных бюджетах большинства украинских городов так же катастрофически не хватает. На практике украинские машиностроительные предприятия оказываются уже давно предоставленными самим себе перед напором импортных производителей. Плюс традиционная украинская ментальность — во всем виноваты высокопоставленные взяточники, которые лоббируют покупку аграриями импортных комбайнов «Джон-Дир» и «Клаас». Хотя вовсе не исключено, что аграриям, действительно, выгодно закупать хоть и более дорогую, но гораздо более надежную импортную технику. А если она бывшая в употреблении — так и вовсе выходит дешевле, чем брать новые отечественные комбайны. Так что же, свое собственное сельхозмашиностроение Украине уже не нужно?

Частая смена украинских правительств с их совершенно различными программами роста, а теперь и вывода экономики из кризиса, на примере ситуации в сельхозмашиностроении показывает, что развитие отраслей украинской промышленности стало совершенно спонтанным и непрогнозируемым. Правительство Виктора Януковича, например, исповедовало адаптированный к современности дотационный принцип поддержки производителей сельхозтехники. И Кабинет Министров был готов отстаивать их льготы и преференции, в том числе налоговые. Правительство Юлии Тимошенко, наоборот, противник налоговых льгот и видит рост экономики совсем по-другому, а именно — через поднятие покупательного спроса.

В этих условиях отечественная промышленность развивается по принципу: «стой-беги» в то время как импортная техника планомерно захватывает рынок в Украине. Ведь за каждым бэушным зарубежным комбайном стоит необходимость покупки для него запчастей, как правило, так же импортного производства. А это значит, что украинские аграрии и потребители их продукции будут субсидировать зарубежную, а не свою собственную промышленность, как это уже давно произошло, например, в автомобилестроении.

Наверное, Украине и нет смысла гоняться за всей номенклатурой сельхозмашин, которые ее предприятия выпускали еще во времена СССР. Но вот определить, что именно мы сможем изготавливать высокого качества, что сможем продавать за рубеж и на внутреннем рынке — это, наверное, не так уж сложно просчитать Кабинету Министров, оказав поддержку тем заводам, что в состоянии конкурировать с зарубежными производителями. Беда только в том, что в последние годы украинским правительствам не до развития экономики. Их сейчас больше интересуют выборы... Стихийный протест херсонских рабочих сейчас пытаются использовать самые разные украинские политики. Но мало кто из них говорит о том, что необходимо сделать для создания новых рабочих мест и развития отечественного сельхозмашиностроения.

Что очевидно во всей этой внешне незатейливой истории, Украине крайне необходимы преемственность и согласованность в отстаивании национальных приоритетов самыми разными ее правительствами. Но пока что украинские кабинеты министров традиционно заняты тем, что вначале обливают грязью своих предшественников, а потом начинают готовиться к очередным выборам. То рады, то Президента, то в местные советы. Какое уж тут сельхозмашиностроение...

Михаил МИЩИШИН, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ