Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Почему Стус?

10 марта, 2009 - 20:28


«Нельзя сдавать моральные высоты»

Уважаемая редакция! Хочу присоединить свой голос ко всем, кто поддерживает донецких студентов. Донбасс — это мой родной край. Я родился в городе Макеевка, там и школу закончил в 1957 году. Много прошло времени. Сейчас живу в Новосибирске. Доктор наук, профессор университета. По Украине грущу и очень болею за нее, ежедневно смотрю новости в интернете. Пересматривая новости на сайте intv-inter.net, не удержался, чтобы не написать свой комментарий к событиям в Донецке. Посылаю вам копию этой страницы с моим комментарием и откликами других читателей (мой ник «Свирид»). Стус для меня — это высокий идеал борьбы за человеческое достоинство вообще и за достоинство украинцев в частности. Я горжусь тем, что он украинец. Каждая нация могла бы гордиться таким сыном. Очень горько осознавать, что такой уровень культуры души у донецких руководителей, у донецкой профессуры. Но все же хочется надеяться, что большинство моих земляков не такие. Слышал передачу по радио при участии пани Ларисы Ившиной и сына Василя Стуса — Дмитрия, в которой высказывалась такая мысль, что якобы этот вопрос может обострить разделение людей, поэтому не нужно настаивать. Не соглашаюсь. Нельзя сдавать моральные высоты, если хотим куда-то вести людей. Люди в большинстве своем желают высокого. Обратите внимание на то, как меняется отношение людей после того, как им расставить так как надо акценты. В тех комментариях на сайте, которые я посылаю, Татьяна из Санкт-Петербурга сначала писала пренебрежительно о Василе Стусе, а потом извинилась — говорит, ничего не знала. Буду рад, если присоедините мой голос к общему голосу украинской интеллигенции. Фамилия у меня русская, но я украинец. По матери Свириденко. Дома родители разговаривали на украинском языке.


С уважением, Вадим ШМЫРЕВ (СВИРИДЕНКО)


Кем для нас является Василь Стус?

Каждый народ, который стремится к воле и хочет, чтобы он всегда был на этой земле, в критические периоды своего бытия рождает сыновей и дочерей, становящихся жертвенно на его защиту и безоговорочно отдающих этому делу весь свой талант, а иногда и саму жизнь.

Таким критическим периодом нашей истории был прошлый век, когда обескровленная Украина была заброшена в российский имперский котел, где народ должен был превратиться в «новую историческую общность — советский народ», что на самом деле должно было означать, что он станет перегноем, строительным материалом для более сильного агрессивного этноса. «Ще кілька літ — і увірветься в’язь», — пророчески, с болью и отчаянием сообщал нам, рядовым гражданам, о национальной смерти Василь Стус.

Когда в позапрошлом веке наш народ также был на грани жизни и смерти, Бог послал нам Тараса Шевченко, и его Гений помог вернуть нацию к жизни. В прошлом веке Господь послал нам еще одного из великих сыновей для нашего спасения — Василя Стуса.

Он родился на Виннитчине в простой украинской семье на Рождество 1939 года. «Если бы жизнь была более спокойной, я бы работал на земле», — говорил этот великий Украинец, в жилах которого текла кровь украинских хлеборобов. Но жизнь спокойной не была. Уничтожение этноса осуществлялось путем уничтожения его языка, и Василь Стус идет защищать слово своего народа. Он оканчивает Донецкий педагогический институт (ныне Национальный университет), потом поступает в аспирантуру Института литературы им. Т.Г. Шевченко АН УССР. Как для рядового обывателя для него путь в «советское дворянство» был открыт. Но в это время (1965 год) советская колониальная система начинает бросать за решетку национально сознательную украинскую интеллигенцию. Василь Стус своим «оголеним нервом епохи» чувствует, что сегодня просто защищать слово уже мало. 15 сентября 1965 года на просмотре и обсуждении фильма «Тени забытых предков» он встает перед залом и призывает: «Кто против возрождения сталинизма — прошу встать!» И весь зал поднялся.

Это была неслыханная дерзость перед советской системой, но время уже требовало, пусть от единиц, но такого вида протеста. Несколько дней спустя он уже был исключен из аспирантуры и зарабатывал на проживание кочегаром в котельной. А через несколько лет его арестовывают, судят за его стихи (очень мало на земном шаре стран, где бы судили за стихи), дают пять лет лагерей строгого режима и три ссылки. Он мужественно переносит концлагерь Мордовии и ссылки на крайнем севере и, вернувшись в начале 80-х в Украину, видит, что здесь совсем мало людей, противостоящих этому преступному режиму. Поэтому он вступает в члены Украинской Хельсинской группы, отстаивающей права человека. Его снова арестовывают. «Родина» на этот раз осуждает на десять лет особого режима и пять лет ссылки. Его отправляют в пермские концлагеря. В лагерях, котельных, в небольших промежутках между лагерями он пишет гениальные стихи. За свои литературные произведения он выдвинут на получение Нобелевской премии в сфере литературы за 1985 год.

Российская колониальная система никак не могла допустить, чтобы сознательный украинец, гениальный украинский поэт стал Нобелевским лауреатом. Присвоение этого звания должно было состояться в ноябре 1985-го, а 4 сентября 1985 года система убивает его в карцере Пермского концлагеря.

«Народе мій, до тебе ще я верну...», — говорил далеко от Родины Василь Стус, который вернулся в Украину уже мертвым. Остались его литературные произведения, в которых большая боль, боль за нас, «живих і ненароджених». А в нас, сущих, должно быть большое уважение и большая национальная гордость, что Господь в критическое время послал нам этого великого мученика, погибшего за всех нас.

А еще у нас, оставшихся жить «на нашій славній Україні», на нашей уже своей земле огромный долг перед Василем Стусом. И это осознали, почувствовали студенты и выпускники Донецкого национального университета. Они и подали ходатайство о присвоении своему университету имени Василя Стуса. Казалось бы, учитывая все, это дело решалось без любых препятствий. Но, к сожалению, на восемнадцатом году независимости «ми навіть власної не маєм хати, у нас відкрите все тюремним кочегарам», как писала прославленная Леся Украинка. У нас разъезжает по Украине мэр Москвы и свободно выступает с антиукраинскими заявлениями и призывами, представители российских шовинистических кругов свободно устанавливают памятник российской императрице Екатерине II в Одессе (императрице, по указанию которой была разрушена Запорожская Сечь и введено в Украине крепасничество). Пользуясь преступно миролюбивым нравом украинцев, злоупотребляя демократическим строем, установленным украинцами в своем государстве, все антигосударственные силы сопротивляются предоставлению украинскому университету в украинском городе имени украинского национального героя-мученика, гениального поэта Василя Стуса.

Неужели действительно власть в Украине озабочена лишь перераспределением заводов, портов, земли и полезных ископаемых и так и не остановит наглых чужестранцев, хозяйничающих в нашем доме?


Кузьма МАТВИЮК, бывший политзаключенный, находился вместе с Василем Стусом в мордовских лагерях в 1973—1976 гг. Хмельницкая область

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ