Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Сценарии счастья

Судьбы женщины на экране Михаила Ткачука
18 февраля, 2009 - 20:01
КИНЕМАТОГРАФ ОТ МИХАИЛА ТКАЧУКА ДАЕТ ЗРИТЕЛЯМ ВОЗМОЖНОСТЬ ОТКРЫТЬ УКРАИНСКУЮ ИСТОРИЮ / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

В Национальном музее литературы Украины прошел вечер «Судьба женщины на экране Михаила Ткачука», который организовала международная организация «Жіноча громада».

«Я всегда думал, чтобы снять фильм, достаточно иметь небольшую группу, но с годами понял, что могу фильм создавать сам, как писатель создает книгу», — признался режиссер Михаил Ткачук. Да, его картины действительно похожи на книги — по глубине содержания, по новаторству изображенного, по размышлениям и средствам их воплощения. Михаил, который сейчас сам себе продюсер, автор сценария, режиссер, оператор, имеет студию «Заповіт», сожалеет, что «к сожалению, пока что и сам свое смотрю». Безусловно, это не кассовые фильмы, не голливудские блокбастеры. Но это кино о нас с вами. О нашей памяти. Об этом говорили зрители, которые собрались в зале Музея литературы, чтобы посмотреть пронизывающие киноленты о счастье. Недаром кинокритик Лариса Брюховецкая недавно назвала Михаила Ткачука «последним романтиком украинского кино».

Мэтр отечественного кинематографа говорит, что проблемой современного кино вообще (не только украинского) является содержательная сторона фильма. А будет ли это пленка, видео или другие электронные носители — не имеет значения. Потому что для этого автора самым интересным и сложным моментом работы над лентой является монтаж — его интересует не просто историческое или современное кино, а кино стильное. «Когда ты сводишь воедино те непредвиденные жизненные моменты, которые возникали во время съемки, с материалами киноархива... Когда случайно прослушанная песня поворачивает драматургическую ось сценария и все как будто становится на свои места и ты понимаешь, что дождался знака свыше, и слава Богу, что ты его не упустил. И главная задача здесь — это так организовать нестилизованную действительность, чтобы в результате получить стиль». И еще важно для Михаила Ткачука найти своего зрителя: «Современному человеку не присущ пафос, он не подвержен трагическим переживаниям. Возможно, камерный масштаб рассказа окажется более благоприятным для такого сознания и будет способен растрогать ее»?

В зале Музея собрались люди, которые говорили на изысканном украинском, были одеты в вышиванки — это была украинская интеллигенция. Они пришли смотреть ленты о себе. Потому что «кинематограф от Ткачука» дает эту счастливую возможность зрителям открыть украинскую историю, о которой мы два-три столетия назад не могли и догадываться. Вместе со своими героями, умные зрители, о которых всегда мечтал Михаил, открывали для себя пробелы в истории — забытого гетманства, карпатских мольфаров и старых замков, пугались хаоса сфальсифицированной истории Украины и пытались как-то упорядочить свое понимание этого запутанного и сложного мира...

К сожалению, из большого количества фильмов на вечере были представлены только три — ретроспективные и новые. Первая картина — «Пані Сенаторка».

— Главной героиней моей ленты, которую я снял еще в 1992 году, стала Ирина Левчановская. Она — киноаматор, древнего рода, и еще в начале прошлого века уже имела камеру. А мать ее была сенатором в Польском парламенте, — рассказал режиссер. — И мы начали снимать сам процесс создания этой женщиной фильма «Про маму», которую упекли в тюрьму за то, что она поддерживала свободную Украину. А как это происходило? Просто. Пани Ирина брала фотокарточки матери, снимала их, а потом наговаривала текст.

И здесь произошло что-то невероятное: Ткачук увидел снимок, где мать Ирины Левчинской была верхом на коне. Он решил оживить прошлое и создать сюжет: коллеги нашли похожих на мать и тетю Левчинской девочек, и коней, чтобы походили на барских, и начали снимать фильм, который так и позже назвали — «Пані Сенаторка». И это была картина о найденном счастье.

Для Михаила Ткачука важнейшим произведением жизни, как он сам признается, является документальный сериал «Загадка Норильського повстання». Он состоит из четырех лент: «За ѓратами Півночі», «Вірус непокори», «Повстання духу», а также «Щаслива Настуня», роботу над которой завершена недавно на студии «Заповіт». Этот цикл рассказывает о протесте узников против нечеловеческих условий в норильських лагерях ГУЛАГа летом 1953-го, среди которых было около 70% украинцев. Они фактически создали в лагерных пунктах территорию свободы с собственным самоуправлением и выдвинули ряд требований не личного, а политического характера. Восстание было подавлено войсками НКВД, а его инициаторы расстреляны, но сам факт: акция неповиновения продолжалась несколько месяцев. Михайлу Ткачуку пришлось встретиться с бывшими воинами УПА: «Даже сейчас в это тяжело поверить: как в особом режимном лагере удалось поднять почти 20 тысяч узников»...

В основе фильма «Щаслива Настуня» лежит судьба героической женщины, участницы тех трагических событий — Анастасии Тарнавской из городка Кицмань Черновицкой области. Именно этот фильм заставил весь зал плакать. История о судьбе женщины, которая принадлежала к ОУН и за что попала в лагерь, настолько трогательна, что просто невозможно было ее смотреть без слез. Это не просто документальный рассказ о том, сколько пережила молодая девушка, не только ее воспоминания о тяжелом труде и унижении. Это также рассказ о счастье: у Анастасии оно было несмотря ни на что, потому что вышивала из ниток, которые вытягивала из простыни, иконы Божьей Матери и молилась на них... Богоматерь услышала горячую молитву и сделала так, чтобы она увидела своими глазами свободную Украину. Михаил Ткачук говорит, что вне цикла остались более ста часовых интервью. «Цель киноцикла — признать ОУН-УПА украинской армией. Чтобы воинам дали заслуженные награды на высоком уровне. Чтобы эти герои не бедствовали», — сознается автор.

А фильм о выдающемся художнике Эдуарде Шейкине был снят на русском языке, потому что сам герой разговаривал на нем, и собранный материал (стихотворения и отзывы о художнике), также был на русском языке. Эдуард Констянтинович определенное время был художником-постановщиком Киевской киностудии им. А. Довженко. Фильм — это рассказ о его интересной жизни, о творческих достижениях, и о нем — особенное и личное счастье...

Сколько людей, столько и сценариев счастья. Но счастье людей, для которых важнее всего, чувствует ли себя счастливой страна — не так много. «Чем незаметнее, ниже, ближе к земле существование человека, тем более характерна ее судьба для судьбы всего народа и тем более очевидно, что именно она должна говорить тем, кто живет на этой земле сегодня». Говорить не о прошлом, а о будущем. Как там у Василя Стуса? «Як добре те, що смерті не боюсь я, і не питаю, чи тяжкий мій хрест...»

СПРАВКА «Дня»

Михаил Ткачук родился в 1941 году в г. Томск (Россия). По первой специальности он инженер-физик. В 1970 году окончил Киевский театральный институт им. Карпенко-Карого, работал режиссером на «Киевнаучфильме», «Укркинохронике», «Укртелефильме» и Киностудии им. А. Довженко. Автор научно-популярных и документальных кинолент, таких, как «Мандри в країну Чаянова», «Райські острови гетьмана Сагайдачного», «Мольфар з роду Нечаїв», «Лучеськ Великий на Стиру», «Пані Сенаторка», «Здобути або не бути», «Близькі та далекі», «Кінець кільця»... В 2006 году на фестивале документального кино «Український контекст» его цикл «Загадка норильського повстання» получил диплом «Свобода як найвища цінність». В 2007 году Михаил Ткачук награжден премией имени Василя Стуса, в 2008 году — Шевченковской премией.

Марина ЛАПТЕВА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ