Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Воспоминания знаменитого неудачника

17 февраля, 2009 - 20:16
КАДР ИЗ ФИЛЬМА

Британский фильм «Воспоминания неудачника», вышедший на этой неделе в отечественный прокат (в столице — в кинотеатре «Киев»), сначала кажется типичной историей о кризисе среднего возраста. В прологе двое мальчишек, белокурый Джо и черноволосый Бутс, устраивают настоящее кровное братание на берегу реки. А вышеназванным неудачником стал Джо: сделал блестящую карьеру, но превратился в стареющую кинозвезду, которую играет Дениэл Крейг. Собственно, кадры, с которых начинается повествование об этом знаменитом лузере, представляют собой иллюстрацию на тему разнузданной жизни знаменитостей: оргия с двумя девушками и кокаином, вялое похмельное утро, сочувствующая и умная секретарша, пристыжающая беспутного хозяина.

Дальше рассказ продолжается в двух временных планах, пересекающихся уже в самом финале. В действительности воспоминание — или, на голливудский манер, флэшбек — из которого можно узнать, что же, собственно, произошло, в фильме лишь одно: о приключениях Бутса (Макс Дикон), Джо (Гарри Эден) и местной красавицы Рут (Фелисити Джонс) на пороге взрослой жизни, он и составляет большую часть ленты. По временным признакам это, видимо, граница 70-х и 80-х, по географическим — провинциальный приморский городок, как следствие — повальное увлечение Уильямом Берроузом, глэм-роком, Девидом Боуи и не менее манерным Брайаном Ферри и его группой «Рокси». Собственно, одна из песен Ферри — с припевом «Когда ты был молодым» — становится сквозным мотивом картины; сцена, когда юные Джо и Рут поют ее, притворяясь группой «Рокси», трогает и поражает, и безусловно является центральной во всем фильме.

Актерский состав по-британски добротный. Запоминаются и Гарри Эден, и Макс Дикон, и Фелисити Джонс — ее исполнение очень артистично, элегантно. Что касается Крейга, то особенно приятно то, что этот актер поддерживает свою исполнительскую форму ролями, очень далекими от агента 007, чем доказывает способность играть не только быстро стреляющих мачо, но и намного более сложных, внутренне более богатых персонажей. Собственно, Джо — состарившийся герой, которого точнее было бы назвать не столько дураком, сколько трусом — он фактически сам признается в этом, когда говорит, что смелость нужна не для того, чтобы идти вперед, а для того, чтобы оставаться на месте. Сентиментальности в картине, особенно ближе к финалу, более чем достаточно. Но это и есть сентиментальное путешествие в собственное прошлое, путешествие то ли неудачника, то ли труса, не поверившего когда-то в собственное счастье.

Из других недостатков — размытость финала: фильм фактически заканчивается ничем, такое впечатление, что сценарий исчерпал себя еще до конца самой картины. Но, по крайней мере, понятно, о чем все это — об утраченных молодости и любви, и о цене, которую приходится платить за начало взрослой жизни.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ