Говорят, чтобы оставить след на земле, нужно родить детей, построить дом и посадить сад. И правда, что может быть благороднее, почетнее и полезнее для человека, который приходит в этот мир, чем создание семьи и продолжение рода, обустройство своего жилища, своего семейного гнездышка — уютного и приветливого. И в придачу к этому цветущий и плодородный сад. Кто не мечтает о таком земном рае? И разве так много нужно, чтобы его создать? Было бы только желание. По кирпичику, по зернышку...
С другой стороны, мы не всегда задумываемся над глубокой философией этой народной мудрости. А в ней весь смысл нашей земной человеческой жизни, нашего предназначения, нашей предопределенной Богом миссии. Более того, если подойти к этому с мерками абсолютно практичными или, как принято сегодня говорить, прагматичными, то выстраивается треугольник, который и является основой нашего бытия на земле. И не просто одного человека, но и общества.
Давайте поразмыслим. Дети — это будущее, это родовая цепочка, дом — это не просто крыша над головой, место для проживания, а тот якорь, который держит человека на своей земле, это семейное гнездо, где накапливается духовная энергетика рода, которая и передается из поколения в поколение. И сад, олицетворяющий не только красоту, а прежде всего богатство, благосостояние. А теперь попробуем перевести это в общественную плоскость. То есть взглянем на этот треугольник человеческих обязанностей через призму общественно-экономических факторов, которые являются определяющими для жизни не только отдельного человека и его семьи, но и сообщества, общества, наконец — страны. И имеем три категории: демографическую (семья, дети), социальную (жилище, быт) и экономическую (сад, труд). Причем, именно в такой последовательности, а не наоборот. А то постоянно нам навязывают тезис о том, что экономика — первичная, основная, а все остальное потом: и семья, и дети, и жилище. Но ведь экономический процесс является непрерывным, а следовательно, без решения демографических и социальных проблем он не будет иметь не только продолжения, но должного, качественного развития. Человек не механизм, не робот, которому, кроме искусственной энергии, ничего для плодотворной работы не требуется. Именно он создает моральный, духовный и культурный климат в семье, в обществе. И его потребности, его требования не являются второстепенными, которые можно удовлетворять по остаточному принципу или откладывать на потом. Неслучайно именно к Человеку как индивидууму обращены десять Божьих заповедей и практически все Святое писание Старого и Нового заветов. Хочу заметить — те три требования (дети, дом, сад) касаются каждого из нас лично. А следовательно, личностным должно быть и их выполнение. Ведь если мы говорим, например, о детях, то слово «родить» имеет не только физиологическое понятие. На мой взгляд, это означает и само рождение полноценного человека. А следовательно, слова «родить» и «воспитать» в данном контексте являются синонимами. К огромнейшему сожалению, не все родители это понимают. И свои обязанности по воспитанию часто не одного, а нескольких детей переводят в лучшем случае на бабушек и дедушек, а по большей части — на государство, на общество. Сегодня сиротство и полусиротство имеет тенденцию к увеличению, хотя никаких причин для этого нет. И это уже не просто отдельные возмутительные факты, а постыдное явление для страны. Но несмотря на это, государство и общество, со своей стороны, покорно принимают на себя не только дополнительные заботы по воспитанию детей, но и повышают материальные вознаграждения ради увеличения рождаемости. Что ж, вполне человечные, гуманные поступки. Но ведь далеко не гуманно, более того, аморально выглядят встречные поступки не отдельных, а многих родителей, чьи дети сегодня ютятся по разным приютам, детским домам и чужим семьям. И это потому, что общество снисходительно относится к этим нечеловечным поступкам, с одной стороны, занимается благотворительностью, а с другой — молча дотирует своими налоговыми взносами содержание детей, чьи родители самоустранились от воспитания, вместо того, чтобы требовать от власти более жестких мер воздействия.
Не могу обойти и еще одну категорию семей. Речь идет об отдельных многодетных семьях, где родители ведут себя так, будто общество обязано материально содержать их, заботиться об образовательном и духовном развитии детей. Некоторые из них прибегают к шантажу государственных структурных организаций. Кажется, о подобных поступках в свое время рассказывала газета «День».
Или возьмем два других моральных долга человека: построить дом и посадить сад. По этому поводу вспоминаю случай, когда один известный бизнесмен и политик пригласил к себе на дачу группу журналистов, чтобы таким образом реабилитировать себя перед теми, кто обвинял его в далеко не честных и не прозрачных действиях по зарабатыванию денег. Фамилию не называю потому, что это касается многих, просто далеко не все готовы открыть врата своего «земного рая». Но в данном случае суть не в этом. А в том, что когда на мою просьбу показать хоть один кирпич, не положенный, а просто лично поданый мастеру, или деревце в саду и куст, посаженные именно им, он, который перед этим пафосно рассказывал о трех успешно выполненных им требованиях, не стушевался, не растерялся, а ответил то ли с обидой, то ли с гордостью: «Каждый должен заниматься своим делом».
Поверьте, мне стало его жаль. Богатого, влиятельного, успешного, публичного. Жаль потому, что за свои прожитые почти 50 лет он так и не понял роли и в то же время величия каждого сущего Человека на земле, к которому обращены слова Василия Симоненко в стихотворении «Ти знаєш що ти — людина?» Не знаю, чувствовал ли он и подобные ему вообще когда-нибудь моральное удовлетворение от сделанного своими руками...