Автором мемуаров является пожилая, мало кому известная француженка Жинетт Ришер, проведшая полтора десятилетия своей жизни в свите королевы французской эстрады Эдит Пиаф. Судя по предисловиям к изданию (одно из которых принадлежит самому Шарлю Азнавуру), женщина долго терпела — разумеется, от скромности, — но все-таки не выдержала и написала книжку с удивительно ясным названием «Моя подруга Эдит Пиаф».
Более года назад воспоминания Жину (так называла Эдит свою подругу-прислугу Жинетт) вышли во Франции, а теперь в издательстве «РИПОЛ классик» появился перевод, пишут izvestia.ru. Мсье Азнавур рассуждает так: «Кто она, эта Жину? Не певица, не актриса, не журналистка. Парижским воробушком прилетеда она к Эдит и пятнадцать лет прожила в тени величайшей из женщин». Далее верный друг Пиаф, седовласый Шарль, подчеркивает, что Жину «никогда не позволяла себе рассказывать журналистам о личной жизни Эдит, о ее любовных историях». Но, видимо, собственная безвестность и откровения сводной сестры Пиаф — Симоны Берто по прозвищу Момона (написавшей в начале 90-х подробные мемуары «Эдит Пиаф») — так допекли тихо проживающую в Канне Ришер, что она решила нарушить свои нравственные табу и рассказала о подруге, перед которой преклонялась, примерно с той же степенью интимности, что и ненавистная ей Момона.
В воспоминаниях Жину о Момоне говорится однажды — в приговорном стиле («злой гений, вездесущая Момона с извращенной и злобной душой»). В остальном и та и другая вроде бы хотят повествовать только об Эдит и о ее роли в их судьбе. Но бабская толкотня локтями за право считаться «любимой женой», то есть в данном случае — ближайшей подругой любвеобильной французской звезды, сочится из каждой главы упомянутых мемуаров. Иногда становится смешно. Например, когда Жину рассказывает, как по указанию Эдит не отпирала дверь рвавшемуся в квартиру певицы Иву Монтану (Пиаф тогда решила покончить с этим романом). То же утверждала раньше и Момона — только в роли привратницы, естественно, была она... В ситуации, когда трагически погиб в авиакатастрофе самый любимый мужчина Пиаф — боксер Марсель Сердан, по счастливой случайности рядом с ним в самолете не оказалась Жину. Это следует из ее книги. Берто же утверждала, что лететь с Серданом должна была именно она. Пикантно и то, что Жину вспоминает об аферизме и финансовой нечистоплотности Момоны, без зазрения совести тянувшей из Эдит деньги и даже обкрадывавшей ее. Однако, по некоторым свидетельствам, Жину, считавшаяся кем-то вроде секретаря Пиаф, сама получила отставку за несколько лет до смерти певицы, будучи заподозренной в воровстве.
В общем, «Моя подруга Эдит Пиаф» — то, что надо для игры «найди десять отличий». Впервые знакомиться с образом Пиаф по таким рассказам не совсем правильно, но для страстных поклонников Эдит подробности от Жину, полагаю, имеют коллекционную ценность. Ришер, не наделенная особым художественным потенциалом и интеллектом, не ставит задачу как-то анализировать творчество Пиаф или образы знаменитых людей из ее окружения. Да и слава богу! Она, в сущности, говорит привычным ей языком горничной, давно «допущенной к телу». Ее книга — про то, кто, с кем, когда, почему. Плюс подборка щекотливых деталей, призванных убедить читателей в том, что автор действительно была весьма близка со своей героиней.
Хроникеры Пиаф могут еще раз сверить по мемуарам Жину сроки и причины романов Эдит, адреса ее парижских квартир, графики гастролей, корни ее наркомании, причины страхов и тяги к спиритизму. Можно даже различить какие-то черты характера Пиаф. Особенно если верить фразе Ришер: «Утверждаю, что только Маргарит Монно (автор музыки к более чем 50 песням из репертуара Пиаф) и я были ее настоящими подругами». Желательно, впрочем, учитывать, что «настоящая подруга» Пиаф Жину почему-то почти не упоминается ни в одном подробном биографическом труде об Эдит. Например, в таком, как подробнейшая работа «Эдит Пиаф» Пьера Дюкло и Жоржа Мартена. Вероятно, Ришер все же находилась слишком в тени...