15 декабря на Первом Национальном канале стартует антитабачная рекламная кампания: украинцам покажут социальные ролики, которые будут призывать людей бросить курить. По информации коалиции «За свободную от табачного дыма Украину», реклама будет выходить до мая 2009 года и будет иметь три «волны». Первая — с 15 декабря по 18 января, вторая — с 9 февраля по 15 марта, третья — с 6 апреля по 10 мая. Кроме Первого Национального, разместить ее согласились и телеканалы во Львове, Запорожье и Крыму.
Как сообщили «Дню» в коалиции, два социальных ролика создали в Нью-Йорке по заказу Департамента по вопросам здравоохранения городского совета Нью-Йорка, который бесплатно передал право на их трансляцию в Украине. Исполнителем выступило известное Агентство «DCF/Mind4», а сами ролики будут показаны на Первом Национальном в прайм-тайме. Первый должен донести ключевое сообщение антитабачной кампании — что каждая сигарета вредит здоровью. Видеоряд таков: курильщик, легкие которого заполняются дымом, быстрая «нарезка» кадров с последствиями болезней, тест за кадром: «Сигареты съедают тебя заживо... Курение неизбежно поражает все важные органы и ткани вашего тела: сердце, легкие, рот, зубы, гортань, и даже мозг... Сигареты съедают тебя заживо! Брось курить сегодня!» Второй ролик доносит проблему отравления детей пассивным курением от окружающих курильщиков.
По данным экспертов, в Нью-Йорке в результате подобной кампании (она включала еще рекламу на радио и внешних носителях) с 2005 по 2007 год подростки стали курить на 20% меньше, а за шесть лет распространенность курения в городе уменьшилась с 17,6% до 8,5%. Кроме того, обоснованность эффективности кампаний в медиа поддержала ВОЗ. К примеру, в Австралии уже несколько лет подряд рекламная кампания в СМИ является ключевой стратегией контроля над потреблением табачной продукции. Уровень распространенности курения среди взрослого населения снизился с 22,9% до 18,4 % в 2005 году. Что же касается Украины, то сегодня уровень распространенности курения у нас — один из наивысших в мире: мы занимаем 11-е место. У нас курит 67% мужчин и 20% женщин. Насколько эффективной будет кампания в Украине — обещают рассказать в мае, во Всемирный день без табака, специалисты Киевского международного института социологии (КМИС) — они проведут специальный опрос украинцев.
КОММЕНТАРИЙ
Елена ЛИЩИНСКАЯ, кандидат психологических наук, докторант Института социальной и политической психологии АПН Украины:
— Я — не курильщик, знаю, что это вредно, и выражаю мнение психолога и человека, который никак не связан с курением. У нас большие крайности. Сначала — открытая и скрытая реклама курения, а теперь — антикурение. Самое главное, что все это топчется по голове тех, кто к этому не имеет никакого отношения, — тех, кто не курит. Выходит так: одни курят в общественных местах, а те, кто не курит, дышат дымом, и это им вредит. Теперь выходит, что от этой привычки следует лечить курильщиков, и это должны видеть все. По большому счету, наверное, 90% болезней возникает вследствие человеческой неосмотрительности, экстремальности, инфантильности и так далее. Если следовать такой логике, то, может, выставим напоказ все процессы лечения — картинки с разными болезнями. Потому что завтра покажут, как выглядит сломанная рука или нога, послезавтра — еще что-то... Дело в том, что ребенка следует воспитывать не на страхах, а на здоровом отношении к себе, рациональном отношении к своей жизни, организму. Нужно, чтобы он понимал, что курить смысла нет никакого. Потому что это не еда, не вода, которая требуется организму. Это суррогатная потребность. Подростки курят, чтобы чувствовать себя взрослыми. Они курят из-за страха — что чувствуют себя слабыми, маленькими, что с ними никто не считается. Когда же начинают курить, то таким образом показывают, что они уже взрослые, что к ним следует по-другому относиться. А такими роликами мы можем нагнать еще один страх. У нас у всех достаточно тяжелая жизнь, в том плане, что мы решаем большое количество разных адаптационных проблем, проблем выживания, развития и так далее. Мы и так сочувствуем разным людям в связи с разными проблемами. И тут выставить еще такие ужасы... У детей эти картинки могут вызывать страх заболеть, но эмоциональный импульс может быть настолько силен, что нет гарантии, что не произойдет информационного заражения.