Большое число наших сограждан знает Анталию не понаслышке — хоть раз уже побывали там. Кто на отдыхе, кто на шопинге. Работающие в фирмах посолидней — на корпоративных конференциях, которые до начавшегося кризиса модно было устраивать «на выезде», совмещая полезное с приятным. Но не все знают, что «контрастная» Анталия, завораживающая милым уютом своей древней части, ошеломляющая размахом непрерывного строительства наисовременнейших отелей на побережье, оглушающая деревенской нищетой и узкоколейками дорог, связывающих эти «разновременные» районы, является еще и крупным фестивальным центром. Культурная жизнь здесь бьет ключом, увлекая не только многочисленных туристов, но и соотечественников. Здесь и музыкальные фестивали, и театральные, и крупный кинофорум, закрывающий бархатный сезон.
Когда этот прекрасный город на Средиземноморском побережье еще никто не называл «турецкой Ривьерой», здесь стартовал Анталийский кинофестиваль «Золотой апельсин», который стал самым крупным смотром национального кино. В этом году он проходил уже в 44-й раз. На него съезжаются кинематографисты, критики, журналисты и просто любители кино не только со всех концов страны, но и много зарубежных гостей (особенно в последние годы), внимание которых привлек турецкий кинематограф, с успехом завоевывающий ведущие позиции и призы на крупнейших международных кинофорумах. Надо сказать, что кинозалы в Анталии полны не только во время фестивальных показов — Турция занимает третье место в мире (после Индии и Китая) по любви к кино и его посещаемости. Государство всячески поощряет и поддерживает не только проведение фестивалей, но и производство национального кино, финансируя дебютантов и проводя мощную протекционистскую политику в отношении тех, кто готов финансировать национальную киноиндустрию.
В основном в конкурсе 44-го «Золотого апельсина» было представлено 27 полнометражных фильмов — все производства 2008 года. Отдельная конкурсная программа, в которую вошли 25 лент — анимационных, документальных и пр., — состояла из короткометражных фильмов. Все это творчество как давно известных за пределами Турции режиссеров, таких, как Дервиш Заим и Эрден Кирал, так и дебютантов — Мехмета Гюрела и Селима Евчи. Турция — достаточно светская страна, среди конкурсантов много женщин, которым, правда, приходится доказывать свое право на профессию. Вообще, судьба женщины в стране, которая стремится стать членом Евросоюза, занимает большое место в тематической палитре сегодняшнего турецкого кинематографа. Надо сказать, что и премий «Золотой апельсин» раздает не меньше знаменитого «Оскара» — от лучшего фильма до лучших спецэффектов и костюмов. Лучшим фильмом стала лента «Рынок — одна из историй» (The Market — a Tale of Trade), созданная английским режиссером Беном Хопкинсом в Турции. Это драматическая история маленького человека, живущего в турецкой провинции, занимающегося мелким бизнесом, со всеми его повседневными проблемами и мелкими радостями.
Все годы «Золотой апельсин» проходит при мощной поддержке государства и мэрии города, а также крупных фирм-спонсоров. Четыре года назад к ним присоединилась компания TURSAK, которая имеет отношение к организации некоторых других известных фестивалей, — и в Анталии, параллельно с Национальным фестивалем, появился Международный кинофестиваль «Евразия» и большой международный кинорынок. Открытия и закрытия каждого из этих событий проходят в автономном режиме, но обставляются одинаково торжественно, со всей присущей крупным мероприятиям атрибутикой — лимузинами, красной дорожкой со множеством кинозвезд, аллеей живых статуй — невероятное количество «десятых муз», увитых золотой парчой, с золотыми апельсинами в руках, несметное количество теле- и кинокамер. Как и положено, красный ковер предшествует и конкурсным показам.
Кинорынок — обширный, очень деятельный и очень хорошо организованный. В этом году стран-участниц — 52, включая многие европейские страны, Америку — Северную и Южную, представителей Ближнего и Дальнего Востока, и даже Австралии. Приятно было отметить, что для многих неподдельным открытием был бокс, представляющий Украину: свои фильмы успешно предлагала компания SOTA cinema group, во главе которой стоит успешный украинский продюсер Олег Кохан.
Международный фестиваль «Евразия» открылся фильмом Ферзана Озпетека — известного турка, давно работающего в Италии. «Самый счастливый день» принес ему награду сентябрьского Венецианского фестиваля. Фильм, как всегда у этого режиссера, о любви. Тонкий, умный, пронзительный и... очень трагический. С прекрасными актерскими работами Изабеллы Феррари, Серры Елмаз, Валерио Мастандреа.
В конкурсной программе, которую судило жюри, возглавляемое неповторимым Полом Верховеном, 11 фильмов, география которых — от Турции (два фильма) до Исландии, от Израиля до Японии, от Китая до Казахстана.
Лучшим фильмом жюри назвало картину «Хамса» (Khamsa), французского режиссера, рожденного в Тунисе, Карима Дриди, рассказывающую невеселую историю тринадцатилетнего подростка, вынужденного один на один бороться с жизнью. Анталийская награда не первая в послужном списке режиссера — ему уже давно отдали дань и Канны, и Венеция.
— От одного фильма к другому, — сказал господин Дриди, получая приз, — это всегда непривилегированное, исключенное, миноритарное — вот что привлекает меня. Может быть, двойное происхождение притягивает меня к этническому миксу. И этот культурный микс, или, скорее, культурный шок, почти всегда происходит внутри неблагоприятной среды. Социальная несправедливость — мощный двигатель, который мотивирует меня творчески. Это источник конфликта, драмы, трагедии и смерти... И поэтому — жизни. Быть свидетелем несправедливости не является моей целью. Но с другой стороны, направляя свою камеру на нее, я трансформирую мою позицию, мою субъективность — в кино.
Приз за лучшую режиссуру получил японский режиссер Хирокасу Кореда за фильм «Продолжая идти» (Stil Walking) — очень тактичную семейную драму.
В специальных показах и специальных программах фестиваль «Евразия» старается продемонстрировать своим участникам и зрителям лучшее из сделанного за последние полтора года, картины, получившие призы на самых крупных международных киносмотрах. Таким образом создается довольно полная картина сегодняшнего киномира. Это и интеллектуальная страшилка «Слепота» (Blidness) Фернандо Мейлеса, и мелодрама Михаеля Винтерботтема «Генова» (Genova), и новый фильм хорошо знакомого участникам фестиваля «Молодость» Вадима Перельмана «Жизнь перед ее глазами» (The Life Beforе Her Eyes), с Умой Турман в главной роли, и комедия-экшн «Рок-н-ролл» (Roknrolla) Гая Ричи, и уже знаменитые «Три обезьяны» (Three Monkeys) Нури Бельжи Селана. И, наконец, увенчанный «свеженьким» «Золотым львом» «Борец» (Wrestler) Дарена Ароновски с сильно постаревшим, прошедшим пластику Микки Рурком в главной роли.
Особенно ценными для специалистов, а главное — многочисленных студентов творческих вузов, были мастер-классы Пола Верховена, Марисы Томей, Майкла Йорка и Збигнева Прейшнера.
Надо сказать, что фестиваль прекрасно организован — качественный показ дополнен исключительным вниманием работников штаба, поэтому можно успеть и посмотреть, и пообщаться.
Но самым большим потрясением для меня было наблюдение за мэром Анталии г-ном Мендересом Турелем. Ежевечерне он приходил с семьей, минуя теле- и фотокамеры, в кинозал, смотрел конкурсную программу, отлучаясь лишь на небольшой перерыв, предусмотренный для всех зрителей. А еще я узнала, что после кинофестиваля в Анталии будет проходить Международный фестиваль фортепианной музыки. Это очень представительный музыкальный форум, сопрезидентами которого являются известный всему миру пианист из Турции Фазель Сай и знаменитый россиянин Владимир Спиваков, который ежегодно на этом фестивале дирижирует оркестром. На прошлогоднем форуме г-н Турель, восхищенный замечательной музыкой, пообещал начать брать уроки игры на фортепиано и на следующем фестивале выступить с оркестром. И целый год прилежно брал уроки, разучивал Моцарта, чтобы сейчас предстать перед судом профессионалов и зрителей. Если честно, я позавидовала жителям солнечной Анталии.