Читатель может по достоинству оценить иронию автора статьи «Спираль мировой экономики» Александра Баева («День», 22 октября), безошибочно предсказавшего реакцию П. Симоненко на возникновение мирового экономического кризиса. Коммунисты действительно воспрянули духом. «Рабочая газета» аршинными буквами злорадно возвестила: «Капитализм ползет на кладбище!» А главный коммунист Украины на внеочередном съезде КПУ в своем выступлении торжествующе обрушил всю мощь советской пропагандистской риторики на «мировой порядок, построенный на финансовом либерализме и силовой гегемонии США». Заодно досталось перестроечным лидерам за то, что они ввергли Украину в мировую капиталистическую систему. Таким образом, Симоненко получил возможность лишний раз позиционировать себя перед своим электоратом в образе защитника трудящихся всего мира.
Не менее иронично прозвучали сожаления автора по поводу того, что сегодня «нет партии, которая взялась бы за проведение курса спасения, и нет страны, которая строила бы свою экономику на основе планирования». Есть такая партия! — твердо уверен П. Симоненко (знакомый мотив, не правда ли?), и с трибуны съезда предложил «отстранить от власти нынешний режим, заменить политическую систему, защищающую интересы только крупного капитала». А еще «...национализировать крупные предприятия». О том, кто придет на смену существующей политической системе, главный коммунист умалчивает. Лозунг «Вся власть советам» он озвучить пока еще не решается — однако этой весной в своем программном заявлении самым серьезным тоном призывал пролетариев всех стран объединиться и разъяснил, каким образом следует готовиться к будущей мировой пролетарской революции.
Между прочим, автор статьи, видимо, подзабыл, что все еще существует страна, которая на окраине цивилизации упорно «строит свою экономику на основе планирования». Это КНДР, последний оплот «призрака коммунизма».
Но вернемся к кризису... Автор, невольно солидаризуясь с коммунистами, утверждает, что «капиталистическая система рушится!» А мир помнит, что тезис о «загнивающем капитализме» был начертан на знаменах соцлагеря. Но соцлагерь уже рухнул, а капитализм продолжает «загнивать», привлекая под свое крыло все новые и новые страны. Видимо, все же рановато хоронить либеральную демократию. И вовсе не потому, что не осознана катастрофическая опасность глобальных кризисов. А лишь по той простой причине, что мировому сообществу, досконально изучившему «родимые пятна» капитализма, так и не удалось выработать альтернативную идеальную модель экономического развития... И это несмотря на то, что испокон веков общество сурово осуждало вопиющую безнравственность ссудного капитала. Ведь еще Христос изгнал «менял», то бишь ростовщиков, из храма, а Коран до сих пор запрещает банкам взимать ссудный процент. Более того, в последнее время ведущие экономисты настойчиво предупреждают мировое сообщество об опасности преобладания «виртуальной» финансовой экономики, «делающей деньги из воздуха», над реальной экономикой, производящей товар. Нельзя безнаказанно жить «в кредит». В то же время ведущая боль банков в аккумулировании ресурсов, необходимых для поддержания прогресса цивилизации, не вызывает сомнений... Что же касается упомянутых автором методов национализации и государственного регулирования экономики, то они не являются ни повторными попытками «материализации призрака коммунизма», ни, тем более, созданием новой экономической модели. Эти методы с весьма кратковременным успехом использовались еще Ф. Рузвельтом во времена Великой Депрессии, за что, кстати, критики обвиняли его в социалистических пристрастиях. Неоспоримый факт: либеральные демократии процветают, постоянно балансируя от кризиса к кризису в хрупком равновесии между кейнсианством и монетаризмом. И при этом на многотысячных антикризисных демонстрациях мы не видим лозунгов «Долой капитализм, вся власть советам!» Ибо мировое сообщество этот путь решительно отвергло и вряд ли согласится, как предсказывает автор статьи, повернуть историю «на круги своя». Ибо, как гласит народная мудрость, «временные неудачи лучше, чем временные удачи». И Ф. Фукуяма все же прав в том, что либеральная демократия в обозримом будущем не имеет альтернативы. А «посыпал он голову пеплом» из-за того, что нарушил моральный кодекс ученого: «Никогда не говорить «никогда»!