Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Послекризисный период

Каким он будет, зависит от наших сегодняшних действий...
19 ноября, 2008 - 19:57

Обсуждая вопросы антикризисной политики, следует избегать «зацикливания» на них. Меры для валютно-финансовой стабилизации, бесспорно, очень важны и актуальны на данный момент. Однако нельзя забывать о том, что кризис проходит, и от нас сегодня зависит, каким будет послекризисный период. В первую очередь, не войдет ли Украина в затяжную рецессию. Вероятность этого закладывается, в том числе, и антикризисной политикой.

С нашей точки зрения, на современном этапе при осуществлении антикризисной политики следует учитывать ряд императивов:

— поддерживание относительно высоких темпов экономического роста, от чего критически зависит стабильность банковского сектора и фискальной сферы, в том числе и финансовая обеспеченность социальной политики государства — это ограничивает применение рестрикционных мер в монетарной сфере;

— недопущение ощутимого снижения благосостояния населения, от чего критически зависит состояние внутреннего спроса — это ограничивает применение фискальных рестрикций и рычагов торможения роста доходов;

— поддерживание в приемлемых пределах платежного баланса, от чего критически зависит стабильность национальной валюты, которая очень важна в контексте высокого соотношения внешнеторгового оборота к ВВП и значительной зависимости от мировых рынков капитала — это ограничивает применение курсовых рычагов и импортных антиинфляционных средств.

Антиинфляционные меры монетарной политики, а также действия НБУ по ограничению объемов банковского кредитования достаточно эффективны в краткосрочном измерении, однако в значительной мере имеют выраженный контракционный (тормозной для экономического роста) характер. Особенно ярко это проявилось в обязательствах относительно экономической и социальной политики, которые содержатся в Меморандуме между Украиной и МВФ, послужившем основанием для получения кредита «стендбай». Предусмотренное в нем сочетание жесткой фискальной и монетарной политики является типичным «охлаждающим» средством для экономики. Между тем, во избежание послекризисной депрессии Украине следует проводить проактивную политику, направленную на стимулирование деловой и инвестиционной активности.

Итак, продолжительность действия мер макрофинансовой стабилизации должна быть минимальной. Системный характер предпосылок макроэкономической дестабилизации в Украине диктует потребность системности мер антикризисного направления, которые должны включать в себя не только оперативные мероприятия антикризисной тактики, но и реализацию стратегических задач, направленных на ослабление негативного действия системных факторов.

Первое. В антиинфляционной политике первоочередное внимание должно уделяться антиинфляционным мерам структурного характера, которые концентрируются на перестройке внутреннего рынка, в частности, приоритетном развитии сети средств прямых поставок сельскохозяйственной и продовольственной продукции потребителю, концентрации целевой государственной помощи сельхозпредприятиям на развитие сети закупки и хранения сельхозпродукции, повышении эффективности использования ресурсов, в первую очередь — энергетических, как в производственной сфере, так и в коммунальном хозяйстве, а также в быту. Следует в приоритетном порядке обеспечить внедрение средств регулирования деятельности естественных монополий с целью недопущения необоснованного повышения цен и тарифов на услуги и товары, предоставляемые ими, в первую очередь, тарифов на электроэнергию, коммунальные услуги, транспортные перевозки и т.п. Приходится признать, что намерения заморозить тарифы на период «до окончания кризиса» не являются реалистичными: валовый рост себестоимости может при таких условиях подорвать финансовую состоятельность производителей этих товаров и услуг, однако обеспечение обоснованности тарифообразования крайне необходимо.

Второе. Должно быть усилено внимание к регулированию доходов населения. В частности, внедрена прогрессивная шкала подоходного налогообложения недвижимости. Это позволит не только улучшить наполнение местных бюджетов, которые несут груз финансирования социальной сферы, но и несколько уровнять кривую распределения доходов, что позволит увеличить спрос на товары невысокого ценового диапазона — отечественного производства.

Третье. Необходимо усовершенствовать инструментарий регулирования ликвидности коммерческих банков и структуризации увеличения денежного предложения. Усиленное рефинансирование комбанков, в том числе из средств МВФ, не принесет качественных изменений без формирования сегмента «долгих денег». Это можно сделать как путем создания специализированных инвестиционных банков, так и внедрением специальных правил инвестиционного кредитования для других финансовых учреждений.

Четвертое. Учитывая особенности финансовой ситуации, следует пересмотреть проект Государственного бюджета на 2009 год. Основное содержание такого пересмотра должно заключаться в усилении концентрации расходов на задачах, непосредственно связанных с направлениями, которые могут ослабить влияние инфляционных факторов, поддержать внутренний спрос на товары отечественной перерабатывающей промышленности, удержать уровень занятости и т.п.: повышении эффективности ресурсоиспользования, в частности, уменьшении энергоемкости производства и быта, увеличении объемов производства сельхозпродукции и повышении производительности отрасли, реализации инфраструктурных проектов локального и общегосударственного значения. В бюджете должно также быть предусмотрено существенное повышение целевого характера социальных расходов и адресности социальной помощи.

Пятое. Должна произойти существенная активизация мер регулирования и ограничения нежелательного импорта. Этого возможно достичь за счет обеспечения надлежащего контроля за качеством импортной продукции, установления механизмов действенного контроля за таможенной стоимостью импорта. К сожалению, приходилось слышать мнение о том, что «под шумок» антикризисных мер нужно нанести «окончательный решительный удар» по системе сертификации продукции в Украине, которая якобы является основным тормозом на пути экономического роста. Такая позиция неприемлема. Систему технического регулирования, бесспорно, следует реформировать, но она является мощным средством регулирования нежелательного импорта, которое применяется во многих странах мира, в том числе наиболее развитых. Следует также осуществить применение предусмотренных ВТО инструментов временного ограничения импорта, которые могут использоваться страной-членом ВТО с целью выравнивания платежного баланса, а также для случаев, если импорт товара несет угрозу или может нанести серьезный вред отечественным производителям.

Шестое. Вряд ли целесообразно ожидать, что Украина вернет докризисные объемы и структуру экспорта. Но это, возможно, и не требуется. Необходимо существенно улучшить структуру экспорта. Необходимо ускорить внедрение инструментов поддержки экспорта. Причем эти инструменты идут значительно дальше вопроса оперативного возмещения НДС, который уже превратился в банальность (отчего, к сожалению, не приблизился к решению — а решать его нужно срочно). Важную роль могут сыграть внедрение механизмов экспортного кредитования и страхование и формирование соответствующих финансовых учреждений — такие механизмы являются одними из «фундаментов» конкурентоспособности производителей многих стран мира. Недостаточно в Украине также еще использован потенциал усовершенствования инфраструктурного обеспечения экспортной деятельности — это существенно повышает трансакционные расходы экспортеров, практически вытесняет из экспортного сектора малый и средний бизнес. Необходимо также усилить предоставление силами как государственных органов (посольства и торговые представительства Украины за границей), так и общественных объединений (в первую очередь — Торгово-промышленная палата) информационно-методической и правовой поддержки продвижению продукции национальных производителей на зарубежных рынках.

Такие приоритеты, заложенные и внедренные уже сегодня, могли бы существенно смягчить вызванную влиянием мирового валютно-финансового кризиса экономическую рецессию в Украине, а при грамотном применении, возможно, и позволить избежать ее.

Ярослав ЖАЛИЛО, заведующий отделом Национального института стратегических исследований
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ