Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Не стандарт

Международные организации учат наших чиновников новым правилам
14 ноября, 2008 - 21:19

На днях Комитет по регуляторным вопросам Европейской Бизнес Ассоциации (ЕБА) подготовил аналитический отчет с целью исследования проблем гармонизации системы технического регулирования в Украине с правилами и принципами Европейского Союза (ЕС). В частности, в документе изучаются вопросы статуса национальных стандартов Украины, их применение и приведение в соответствие с европейскими и международными стандартами.

«Стандартизация, по определению Международной организации по стандартизации (ISO) — это установление и применение правил (то есть стандартов. — Авт.) с целью подчинения деятельности в определенной отрасли в пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности, для достижения всесторонней оптимальной экономии, при условиях соблюдения требований технической безопасности», — говорится в отчете. Но, понимая, что регулирование определенной отдельной отрасли в каждой стране могут отличаться, и это, в свою очередь, может повлечь за собой определенные барьеры для внешней торговли, мир идет по пути гармонизации стандартов. Так, гармонизированное определение стандарта было подано в Соглашении Всемирной торговой организации (ВТО) «О технических барьерах в торговле». И, в соответствии с Договором, стандарт — это «документ, утвержденный признанным органом и который определяет предназначенные для общего и многократного использования правила, инструкции или характеристики товаров, либо связанных с ними производственных процессов или способов производства, соблюдение которых является необязательным». Он может также включать или содержать только требования относительно терминологии, отметок, упаковки, маркирования или этикетирования, которые применяются к определенному товару, производственному процессу или способу производства... Руководствуясь такой дефиницией и сравнивая ситуацию со стандартизацией в Украине с опытом стран ЕС, Европейская Бизнес Ассоциация сделала такие выводы:

— Стандартизацией не должны заниматься органы государственной власти, ведь это процесс, который базируется на консенсусе всех заинтересованных сторон — и бизнеса, и ученых, и потребителей, и государства.

— По своей природе стандарт имеет добровольный характер, ведь сами игроки рынка устанавливают правила игры, и не может утверждаться нормативно-правовым актом.

— Обязательное регулирование в технических регламентах должно сосредоточиваться на признаках безопасности, а не на спецификации определенных материалов или технологий, при помощи которых будет достигаться необходимый уровень безопасности, ведь указание определенного материала может привести к неравной конкуренции на рынке.

— И, самое главное, только высокий уровень гармонизации украинских стандартов и технических регламентов с европейскими и международными даст толчок развития международной торговли, которая бы обеспечила не только доступ европейской продукции на внутренний рынок Украины, но и выход украинского производителя на европейские и международные рынки, не сдерживая технологического развития, которое на сегодня обусловлено, с одной стороны, использованием устаревших стандартов, а с другой стороны, обязательностью их применения...

После того эксперты ЕБА сегодня рассматривают несколько альтернативных стратегий гармонизации украинских стандартов:

— Автоматическая отмена устаревших и принятие гармонизированных европейских и международных стандартов методом «обложки». То есть перевод названия, а текст самого стандарта остается на языке оригинала. Такой метод был использован в странах Балтии. Но, принимая во внимание особенность Украины, и тот факт, что, к сожалению, сегодня английский и/или немецкий, французский языки не являются распространенными именно среди специалистов промышленности, это может поставить национального производителя в невыгодное положение.

— Перевод стандартов и адаптация к условиям Украины. Такой процесс гармонизации стандартов является достаточно кропотливым и затратным. Он нуждается в привлечении дополнительных ресурсов, в частности, переводчиков, которые, в то же время, не всегда могут понять специфику того или иного процесса или технологии производства. Это может вызвать порочное толкование европейского или международного стандарта. Ради избежания таких проблем дополнительно необходимо привлекать специалистов, которые бы вместе с переводчиками выверяли перевод стандартов. Этот затяжной процесс нуждается в дополнительном финансировании и может повлечь к несоблюдению Украиной часовых рамок гармонизации стандартов, установленных ее обязательствами относительно вступления в ВТО. В результате мы можем столкнуться с проблемой, когда в последний момент мы будем вынуждены принимать стандарты методом «обложки».

— Стратегический подход. Предлагается подойти к процессу гармонизации не с технической, а с стратегической точки зрения. Необходимо пересмотреть стандарты на предмет их использования в производстве и стратегического значения для Украины. То есть стандарты на товары, работы, услуги, которые не имеют стратегического смысла для Украины (международной торговли), могут быть приняты методом «обложки» уже сегодня, в то время как стандарты на стратегически значимые для Украины товары, работы, услуги будут подлежать переводу с привлечением специалистов.

Но пока что разрешение данных проблем государством находится в режиме «а воз и ныне там», где отечественные чиновники, новейшие европейские нормы и еще советские ГОСТы выполняют роли, соответственно, лебедя, рака и щуки. «Например, технические регламенты, которые разработаны и разрабатываются в Украине, имеют больше отличий, чем общего с Европейскими директивами. То есть фактически только декларируется внедрение Европейских директив и гармонизация стандартов, а на самом деле создаются новые преграды и препятствия для производителей и поставщиков товаров», — так комментирует данное положение дел член Комитета ЕБА по регуляторным вопросам, координатор работ по сертификации Олег Киселев.

Между тем в рамках своих обязательств относительно вступления в ВТО Украина вынуждена гармонизировать все свои действующие национальные и региональные стандарты с международными стандартами или техническими регламентами до 30 декабря 2011 года. Учитывая это, проблема низкого уровня гармонизации нуждается в особом внимании. Ведь на сегодняшний день уровень гармонизации украинских стандартов (межгосударственных и национальных стандартов) с международными и европейскими составляет 21,8%. За годы независимости в Украине принято более 7,6 тысячи национальных нормативных документов, из которых 53,6% являются гармонизированными стандартами. При этом в государствах-членах ЕС приняты как национальные 80—90% стандартов европейских организаций по стандартизации. На сегодняшний день в Украине существует более 16000 стандартов (так называемые ГОСТы), которые были разработаны еще до 1992 года, 46% из которых были приняты еще в 1980 году. Учитывая же, что международные и европейские стандарты имеют практику пересматриваться в среднем каждые пять лет, с низкой скоростью просмотра устаревших и несогласованных стандартов Украина еще не скоро достигнет необходимого уровня гармонизации. А это в свою очередь будет сохранять барьер для выхода украинских производителей на европейские и международные рынки, предупреждают аналитики ЕБА.

КСТАТИ

Некоторые стандарты нашей страны могут не только огорчить исследователей — представителей международных организаций, но и развеселить... Так, Международная финансовая корпорация (IFC), также исследуя «особенности национальной стандартизации», обратила внимание общественности на один интересный факт. Согласно украинских стандартов, сидения для унитазов могут изготовляться только из березовой фанеры или с пластмассы стандартов 1977—1986 годов. Конфигурацию изделия определяет ГОСТ далекого 1985 года... Чтобы не изготавливать продукцию «по старинным рецептам», предпринимателям приходится разрабатывать и регистрировать собственные технические условия (ТУ) и при этом выплачивать «кругленькие» суммы.

Эксперты IFC в унисон твердят: «Система сертификации и стандартизации, унаследованная от СССР, в условиях рыночной экономики не работает!» Так, в прошлом году малыми и средними предприятиями на процедуры стандартизации и сертификации было потрачено 650 миллионов гривен. В Европе такую практику считают постыдной...

Алексей САВИЦКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ