На позавчерашнем совещании по вопросам борьбы с коррупцией Александр Лукашенко заявил: «Чистить и зачищать будем беспощадно». На совещании белорусский президент поручил генеральному прокурору страны Григорию Василевичу внести представление об освобождении заместителя генпрокурора Николая Куприянова и прокурора Минской области Михаила Снегиря от занимаемых должностей и возбудить уголовное дело в их отношении.
Кроме того, в ближайшее время будет уволен ряд высокопоставленных должностных лиц, среди которых первый замминистра МВД Александр Щурко и замминистра МВД Виктор Филистович. Судя по всему, не минует чаша сия и других восьмерых высокопоставленных должностных лиц МВД.
Белорусский президент подробно остановился на мотивах увольнения этих далеко не последних лиц государства. В частности, он сообщил, что Михаил Снегирь в мае 2007 года приобрел 5-комнатную квартиру в центре Минска за «смешные» деньги в то время, когда там проживал на законных основаниях некто Сидорович, который мог преспокойно там находиться аж до 2024 года. Сидорович обращается в суд Центрального района столицы, но судьи этого района Есьман и Павлючук (их теперь вкупе с судьей Ильиной также собираются уволить) принимают решение наложить взыскание на съемщика квартиры Сидоровича за якобы самовольную перепланировку квартиры...Тот восемь раз обращается в Генеральную прокуратуру, но и там не находит справедливости. Заместитель Генпрокурора Николай Куприянов становится на сторону своего коллеги Снегиря.
Кроме того, на территории Цнянского водохранилища Снегирь завершает строительство коттеджа, «стоимость которого только по визуальным оценкам составляет не менее 1 млн. долларов. А еще добавьте миллион на мебель и прочее благоустройство», — отметил президент. Упомянутая выше «великолепная десятка» из МВД тоже была замечена в «интересных» операциях с земельными участками в престижной зоне Минского района, где они покупались по цене в 25 тысяч белорусских рублей (1 доллар равен 2,2 тысячи рублей. — А.К.).
Лукашенко поручил отменить решения о предоставлении права на эти земельные участки и передать их под строительство домов семейного типа для сирот, а нарушивших законодательство чиновников уволить из органов внутренних дел «под метлу».
Вроде бы справедливость торжествует. Как и несчастные сироты. Но тут возникает несколько закономерных вопросов. Во-первых, коттеджи, которые только визуально выглядят на 1 миллион долларов и выше, «просматриваются» не только у одного Снегиря, но и у многих других высокопоставленных белорусских чиновников. В рейтинге по уровню восприимчивости коррупции, который составляет международная организация «Трансперенси интернешнл», Беларусь занимает 151 место из 180.
Александр Лукашенко, по его же признанию, «ожидал, что эти органы (правоохранительные. — А.К.) наведут такой порядок, чтобы другим неповадно было. Вместо этого главные контролеры молчаливо самоустранились». «Раз больше некому, значит, справедливость придется восстанавливать мне», — заметил президент.
Бывший спикер Верховного совета 13-го созыва, генерал-лейтенант милиции, начальник УВД Витебской области в 1985—1993 годах Мечеслав Гриб сказал газете «День», что «если борьбой с коррупцией в стране будет заниматься только один человек, то успехов здесь не достигнуть никогда». «Почему только сейчас взялись за престижные земельные участки в Минском районе, которые приобрели высокие чины МВД? Ведь, по моей информации, там велось строительство уже лет десять, наверное. А большие коррупционные скандалы у нас периодически возникают в сельскохозяйственной отрасли, нефтехимии, неоднократно в самой президентской администрации и др. Согласитесь, это уже серьезная и устойчивая тенденция, которую наскоками не преодолеть», — сказал он.
Во-вторых, многие попавшие под гнев президентской критики силовики и судьи были замешаны в судебных процессах над представителями оппозиции. А Николай Куприянов на прошедших парламентских выборах возглавлял созданную при Генпрокуратуре группу по надзору за исполнением законодательства в период избирательной кампании. Нарушений выявлено не было. Однако...
Некоторые белорусские аналитики поспешили увидеть во всем этом некий очередной сигнал для Европы — мол, «священных коров» в деле борьбы с коррупцией нет и быть не может; перед законом все равны. Что ж, поживем — увидим.
В-третьих, одним из основных лейтмотивов прошедшего совещания был следующий: грядущая приватизация ни в коем случае не будет номенклатурной (в одном из последних номеров «День» высказывал такую вероятность). Экономист Петр Рогойша предполагает, что «и заявления президента относительно приватизации, и публичная «порка» высших чинов силовых ведомств были сделаны, в том числе, и для того, чтобы привлечь будущих иностранных инвесторов: «Ведь в условиях разгорающегося финансового кризиса на них теперь делается особая ставка. Беларуси, как воздух, нужны теперь западные деньги и технологии. Страна, усиленно борющаяся с коррупцией, всегда привлекательна для инвесторов. А общий язык с собственной номенклатурой, которую теперь довольно серьезно напугали, можно будет найти и попозже».
...Подводя итог вышеупомянутого совещания, Александр Лукашенко сказал, что «если кто-то думает, что данным совещанием все ограничится, то он жестоко ошибается». Сотрудники же правоохранительных органов, осужденные за коррупцию, по его мнению, должны быть отправлены для отбывания наказания в «самую худшую колонию к самым отъявленным бандитам».