Президент, правительство и Рада прокричали про кризис — и секут фишку про население. А население, согласуясь с традициями, прежде всего снимает деньги, затем закупает соль и спички, и наконец успокаивается в ожидании конца света, который вроде бы чувствуется, но не предвидится.
Сейчас модно в кризисе обвинять народ. Действительно, если без всякого кризиса народ заберет в банках свои сбережения — кризис начнется непременно. Народ наш еще слабо читает с листа по-английски или там по-французски, так что почерпнуть знания про надвигающийся кризис мог лишь из родной прессы, а также из распространяемых ею слухов. Вон Китай изрек в своих средствах, что кризис — мимо, и никто даже не шевелится по поводу похода в банк за накоплениями. У нас же ситуация по Федору Михайловичу Достоевскому: «...через некоторое время дверь отворили, и Раскольников очутился в передней квартиры чиновницы, старухи-процентщицы Алены Ивановны...». Что было дальше — всем хорошо известно, и как тут не ринуться по банкам за своими кровными. Умеют успокоить в Украине...
Ничего вроде бы не происходит — а МВФ уже выделил 16,5 миллиарда долларов, да так быстро и со своими рекомендациями. Кстати, помнится, МВФ как раз накануне дефолта 1998 года в России срочно предоставил ей кредит в 22 миллиарда долларов и аналогичные рекомендации. Что из этого получилось, можно прочитать в учебниках по экономики.
Если прошуршать родные СМИ, то выясняется следующая картина. Внешний долг Украины составляет 100 миллиардов долларов. Из них только 15 миллиардов — это обязательства государства, а остальные 85 миллиардов — обязательства частного сектора. Золотовалютный запас НБУ — 34 миллиарда долларов. Биржа из-за недоразвитости не в счет. Выходит, что кризис в полном объеме тоже мимо. Погодите, получается, что своими золотовалютными запасами Украина спокойно покрывает свой внешний долг. А не от того ли так быстро подсуетился МВФ, что и внешний долг, и выданный кредит — гарантирован НБУ, а не героическими усилиями правительства?
Таким образом, непонятно, как, собственно, государство собирается решать проблему долга 85 миллиардов долларов частного сектора. Вот эта проблема как раз и есть кризис. Государство вполне может отмежеваться от этих долгов. Мол, спасение утопающих не есть дело государственное. Но вот доверие... Ведь лицензии выдавало государство, а значит и ответственность на нем, а владельцы банков — люди не посторонние, узнаваемые, уважаемые. Значит, затягивать пояса будем не ради светлого будущего, а ради частного сектора.
Таким макаром доверие народа к государству не восстановить. И нет смысла напускать тень на плетень. Что до металлургической, химической промышленности, машиностроения, то неконкурентные цены — не от кризиса. А от непомерного роста цен на бензин, газ, электричество, транспортной составляющей и продуктов питания, непомерной приватизации. Полного отсутствия государственного регулирования в надежде на ошибочный тезис (как доказал этот самый кризис), что рынок сам себя отрегулирует. Отсутствия реформ в образовании, медицинском обслуживании, пенсионном обеспечении. Это не мировой кризис — это, извините, внутренний бардак.
Понятно одно: что каждый из участников, будь-то частные банки, фирмы и т.д., подошли к кризису разными путями: экономическими, политическими, ошибочными или, как в нашем случае, «как снег на голову», но выход из него возможен только один. Политический.
Кто сегодня в Украине способен принять политическое решение? Угадайте с трех раз: Президент, правительство или парламент? Никогда не догадаетесь, а между тем это — недоверие к государству, пытающемуся спасать прогоревшие банки за счет внешних заимствований, бюджета и рекомендаций МВФ.
Необходимое политические решение — трудный, но вынужденный выбор из трех составляющих: пытаться идти с ЕС, который уже ограничил решение проблем кризиса границами Шенгена, самостоятельно или со странами СНГ с аналогичной экономикой. Без принятия обозначенных решений меры по так называемой минимизации влияния кризиса несостоятельны. Стабилизация банковской системы, одно из основных условий выдачи кредита, невозможна сама по себе. Временная стабилизация гривни не решает проблем экономики и обслуживания 85-миллиардного долга. А политические решения в Украине принимать некому.
Или выборы, или дефолт. Или то и другое одновременно...