Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Все ли современное актуально?

«Арт-Киев-2008» демонстрирует украинский contemporary art — известный в мире, но до сих пор «бездомный» в собственной стране
31 октября, 2008 - 20:14
ВОТ КАКОЕ ВИЗУАЛЬНОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ ПОЛУЧИЛА ПЬЕСА МИХАИЛА СТАРИЦКОГО «ЗА ДВУМЯ ЗАЙЦАМИ» ПО ВЕРСИИ ХУДОЖНИКА АЛЕКСАНДРА ДРУГАНОВА. ИНТЕРЕСНО, ОДОБРИЛ БЫ ТАКОЕ ПРОЧТЕНИЕ КЛАССИК НАШЕЙ ЛИТЕРАТУРЫ? / ФОТО КОНСТАНТИНА ГРИШИНА / «День»

Новое искусство всегда шокирует, смущает и выходит за рамки, чтобы потом стать обычным и снова вызывать потребность в возражении. Такая судьба постигла едва ли не все художественные направления и их основателей. В этом смысле мир мало изменился. Потому ничего удивительного в том, что так называемый contemporary art и его служители имеют достаточно оппонентов, нет. Акулу в формалине британца Демиэна Херста и человека-собаку россиянина Олега Кулика не все воспринимают как искусство, а некоторым такая художественная гиперсовременность даже кажется исчадием ада. По крайней мере, сегодня...

Рядом с неприятием актуального искусства существует также проблема его идентификации.

— Термин «актуальное искусство» еще не все воспринимают. Говорят о том, что современно много, а актуального — не очень. Но время выровняет объяснение этого термина, — уверена директор Украинского дома Наталья Заболотная.

— Сейчас искусство везде, поэтому его нужно каким-то образом селекционировать и структурировать. Этим и занимаются такие учреждения, как музеи и галереи, — говорит популярный современный украинский художник Илья Чичкан относительно одного из наиболее принципиальных вопросов: какие критерии делают творческую актуальность искусством.

По этому поводу провокатор Чичкан вспоминает искусствоведа Бориса Гройса, современным искусством называющего те произведения, которые охраняются отмеченными музеями, галереями и тому подобными учреждениями.

III Международная художественная выставка-ярмарка «Арт-Киев-2008» в этом году сделала серьезную заявку на презентацию современного украинского искусства.

Серьезную потому, что, во-первых, тех художников, которые могут продемонстрировать направление contemporary в Украине, согласно выводам экспертов, сейчас не так уж и много, а во-вторых, из-за распространенного неприятия современного искусства как искусства. Ведь напомним, что акции Украинского дома рассчитаны, собственно, не на художественно-творческую, а на широкую аудиторию.

— Нельзя травмировать нашего зрителя, нужно подводить его к актуальному искусству постепенно, — отметила Наталья Заболотная, комментируя решение проводить отдельную выставку «Арт-Киев contemporary», которая будет сосредоточена исключительно на актуальном искусстве, и стартует, вероятно, уже в следующем году.

«Арт-Киев-2008» пока что, кроме гиперсовременной, представил и более традиционную живопись наших современников. Художественно-медийные проекты решили отложить до лучших времен, когда для этого будут созданы соответствующие условия. Например, в виде музея современного искусства, которого в Украине до сих пор нет.

Самым интересным блоком «Арт-Киева» стали спецпроекты украинских художников. Александр Гнилицкий уже около десяти лет живет в Мюнхене. Именно он представлял Украину на последнем Венецианском биеннале. Помнится, это появление Украины на художественном форуме мирового масштаба арт-критики назвали первым достойным. Гнилицкий — довольно известный и востребованный в Европе художник, однако свой новый проект «Скромность & жир» он презентует именно здесь и собственноручно в течение трех дней перед открытием выставки натягивает полотна на рамы.

— Я гражданин Украины и возвращаюсь сюда постоянно, регулярно, каждый месяц или два, — говорит художник. — Сюда всегда интересно возвращаться, в Мюнхене все спокойно, по дороге от дома до аэропорта не меняется ничего уже в течение десяти лет. А здесь — меняется, два месяца — и уже совершенно другой горизонт.

Второй блок экспозиции — это произведения современного искусства из частных коллекций Дмитрия Андриевского, Игоря Воронова, Владимира и Игоря Сало и других коллекционеров, уже ставших постоянными участниками художественных акций Украинского дома.

И, наконец, третий блок — это галерейные собрания не только из Украины, но и из России, Польши, Германии, Чехии, Италии, Франции.

— В этом году было подано 350 заявок. Оргкомитет отобрал 53 галереи. Значит, 297 остались за бортом. Конечно, очень много обиженных, зато уровень значительно более качественный, — рассказывает искусствовед и один из соорганизаторов выставки Алексей Титаренко.

Детальный отчет по открытию «Арт-Киева-2008» читайте на следующей неделе.

Маша ТОМАК, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ