Для многих ценителей авторского кино имя Отара Иоселиани почти священно. Их мечта увидеть самого мастера осуществилась в конце прошлой недели — он приехал в Киев, чтобы открыть полную ретроспективу своих фильмов в кинотеатре «Блокбастер», который в свою очередь почтил художника открытием зала его имени.
Программа, демонстрирующаяся в «Блокбастере», включает в себя все полнометражные работы режиссера — от дебюта «Жил-был певчий дрозд» до картин французского периода, в том числе последней на сегодня ленты «Сады осенью». Собственно, этой картиной ретроспектива и открылась.
Впечатление от «Садов» довольно противоречивое. Обычное для позднего Иоселиани разрушение сюжета путем его дробления на ряд более или менее остроумных и почти бессловесных эпизодов здесь переросло просто в драматическую вялость. Во всех этих блужданиях героя практически нет развития, незаметны никакие изменения: ни комические, ни трагические — есть определенный набор сцен, но к чему все это, какая в этом, как говорится, мораль, — видишь только умозрительно. Вот показывают, что герой стал свободнее и счастливее, уйдя с министерской должности и отдавшись попойкам со старыми друзьями и приключениям с верными подружками; но эмоционально это не задевает, слишком прохладно это вино. Получается такой утомленный, истощенный кинематограф; режиссер словно нарочно прибегает к самоповторам, иногда ему просто изменяет чувство юмора, как в эпизодах о уличных демонстрантах-революционерах или о иммигрантах. Но, быть может, такими и должны быть поздние, осенние фильмы. Тем более, что в остальных компонентах это именно тот Иоселиани, которого любят во всем СНГ и во многих местах Европы: с общей легкостью режиссерского почерка, с изысканной красотой каждого кадра, с явными и скрытыми цитатами из красивой живописи, в частности, из шедевров Пиросмани, с прекрасными актерами, среди которых больше всего запоминается Мишель Пикколи в роли... пожилой матери главного героя — незабываемая работа. Так что, в целом, для преданной публики грузинского патриарха «Сады...» не станут разочарованием.
А вот что действительно разочаровало — так это отношение к режиссеру со стороны организаторов очередного шоу Савика Шустера. Пригласив Отара Давидовича в прямой эфир как почетного гостя, они фактически превратили его в свадебного генерала — он просто вынужден был выслушивать всю ту чушь, которую несли в прямом эфире наши и российские политические невежды. Понятно, что они о существовании как самого Иоселиани, так и его фильмов узнали, когда сам режиссер вошел в студию. Понятно также, что все эти политические босяки всегда плевать хотели на любое другое мнение, кроме своего собственного. Но ведь хотя бы сам Шустер — человек очевидно неглупый и, в отличие от большинства его гостей, образованный — мог бы прекратить тот балаган, перевести разговор в намного более интересное творческое русло. Куда там! Политиканы забрали эфирного времени у режиссера столько, сколько пожелали. Мало того, более-менее профессиональную публику, которую среди ночи несколько часов заставили ждать включения из «Блокбастера», чтобы пообщаться с Иоселиани, не смогли даже обеспечить связью — поэтому киноведы так и разъехались по домам, сыграв несколькосекундную роль безмолвной массовки.
Но, несмотря на все эти мелочи, киевских киноманов можно поздравить: с ретроспективой Иоселиани, с приездом самого режиссера, а также с тем, что появился мощный частный кинотеатр, устраивающий такие кинематографические визиты, заботясь не только о собственной выгоде, но и об интересах кинематографа.
P.S. Эксклюзивное интервью с режиссером читайте в ближайших номерах «Дня».