Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Повесть о ненастоящем...

2 октября, 2008 - 19:01
В ЭТОМ ГОДУ ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР «ДНЯ» ЛАРИСА ИВШИНА ВПЕРВЫЕ УЧРЕДИЛА ПРИЗ ПРИЗОВ — «ЗОЛОТОЙ ДЕНЬ». ЕГО УДОСТОИЛСЯ ИГОРЬ ДОБРОВОЛЬСКИЙ ЗА ФОТО «НАВОДНЕНИЕ ЗАБРАЛО ТРОИХ ДЕТЕЙ». А СОЗДАЛА ЭТО ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЮВЕЛИРНОГО ИСКУССТВА СТУДИЯ ЮВЕЛИРНОГО ДИЗАЙНА HARARUK / ФОТО ЯНЫ НОВОСЕЛОВОЙ

Имитация, копия, подделка, плагиат, контрафакт, fake, bogus... — список слов, который можно озаглавить: «Все, что ненастоящее». Этические аспекты покупки могут показаться спорными, хотя представьте, что «Я помню чудное мгновенье...» с завтрашнего дня начнут подписывать именем другого автора... Или все, что вчера принадлежало кисти Микеланджело, вообще утратило авторство... Немного жутковатая картина. И совсем не пугает, когда похожие явления повторяются в необъятых масштабах на бытовом уровне, пусть и не в сфере высокого искусства. Но меняется ли суть явления? И приятие-неприятие контрафакта социумом не служит ли индикатором развитости общества и конкретной личности?

Ведь будь то литературный, музыкальный плагиат или продажа нелицензионных дисков, — юристы уже могут вести разговоры о нарушении авторских прав, обиженные — подавать в суд. А что же с ювелирными украшениями? Защитить авторское право ювелиру непросто, но возможно, опубликовав фотографию украшения или сделав его настолько сложным и трудоемким, что всякое копирование станет невозможным.

В ювелирном мире доказать факт подделки не так просто и с юридической точки зрения. Ведь если поддельное украшение хотя бы на два миллиметра не совпадает с оригиналом по размеру, его не считают плагиатом. Любопытно, что продавцов, на витринах у которых красуются Bulgari, Chopard, Cartier стоимостью чуть больше 200 долларов, возмущает слово «подделка», и товар они с гордостью называют копиями, даже лучшими, чем оригинал, а уж об авторском праве и использовании чужого имени вообще не вспоминают. И плагиат уверенно шагает по ювелирным магазинам родной столицы.

ЧТО НАСТОЯЩЕЕ?

Составляющие наиболее популярных ювелирных брендов — особый стиль, высокое качество, а главное — дизайнерская концепция, которая отражает представления автора о красоте и передает его мироощущение.

Воображение и талант дизайнера, искусство мастеров-ювелиров, подбор материалов, безупречная репутация — вот что делает каждый известный бренд уникальным.

ЧТО ПОЛУЧАЕТ ПРОИЗВОДИТЕЛЬ ПОДДЕЛКИ?

Скопировать уже готовое украшение, рекламный снимок которого обошел гламурные журналы мира, ювелирного бренда с более чем вековой историей и безупречной репутацией — искушение, перед которым устоит не всякий. При нынешнем уровне технологий подделку и не отличишь от оригинала. А затрат на рекламу — никаких, дизайн украшения уже востребован потребителем.

Вряд ли проблему подделок под брендовый продукт можно разрешить с легкостью, ведь спрос на него по-прежнему огромен. Очень многим покупателям хочется обладать просто вещью-брендом, независимо от того, настоящая она или нет. Есть спрос — будет и сиюминутное предложение, ведь основная и самая сложная работа уже сделана кем-то из «раскрученных» имен. За 18 секунд поиска мировая паутина выдаст 2 млн. 10 тыс. «легкотрудников», радостно предлагающих копии самых известных ювелирных шедевров.

ЧТО ПОЛУЧАЕТ ПОКУПАТЕЛЬ БРЕНДОВОЙ ПОДДЕЛКИ?

По теории американского психолога Эрвинга Гофмана, люди играют роли, которые востребованы обществом. На переднем плане — пространство, где роль исполняется в присутствии значимых личностей, а задний план — место, где проявляются маскируемые черты. Шопинг — генеральная репетиция на заднем плане, где проявляются самые тщеславные и тайные желания.

Каждый бренд имеет особую ауру, создавая добавочную стоимость и для производителя, и для потребителя.

Для большинства покупателей приобретение вещички от известного дизайнера по очень умеренной цене выглядит соблазнительно. Вряд ли в момент покупки возникнет догадка, что невысокая цена не является гарантией высокого качества, предоставляемого брендом-оригиналом. И уж совсем невероятной показалась бы мысль, что прибыли от продажи подделок уходят криминальным кланам и террористическим организациям, а ведь это уже доказанный факт.

В материальном мире каждая вещь — свидетель социального статуса ее обладателя, информация о его значимости, поэтому владелец украшений от известных ювелирных брендов сразу вырастает в глазах окружающих. Впрочем, всегда рискуя оступиться, постоянно боясь ошибиться, ведь если обман раскроется, то дороги наверх будут перекрыты навсегда.

Да, действительно глобальной катастрофы от покупки имитации известного украшения от Chopard, Tiffany, Cartier, Damiani не случится, хотя продажи от поддельной брендовой продукции ежегодно составляют 500 млрд. долларов. Но «однажды сказанная ложь неизменно порождает следующую» — успеем ли заметить ту грань, за которой уже не видно своего неподдельного «я»?..

Право информированного выбора — неотъемлемое право свободной личности и каждый решает для себя: быть или казаться, жить настоящей жизнью или играть в чужую жизнь.

И ЕЩЕ НЕМНОГО ФАКТОВ И ЦИФР

20 лет исполнилось Судебной коллегии Baselworld — организации, специально созданной для рассмотрения жалоб по нарушению авторских прав в ювелирном деле. С 1984 года коллегия рассмотрела более 600 дел. Швейцарцы считают борьбу с подделками не просто делом чести, но и важным фактором успеха ювелирной отрасли, ведь копии и подделки — удар по экономике.

Директор выставки Baselworld Сильвия Шенгелин-Риттер отмечает, что «доверие к товару, тщательно формируемое на протяжении многих лет, может быть разрушено за несколько месяцев. Покупатель теряет деньги, ведь стоимость поддельного продукта не отвечает реальной. Качество материала и отдельных компонентов в лучшем случае посредственное. Появление поддельных брендовых продуктов ведет к потере покупательского интереса как к имитациям, так и к оригиналам».

Исследования, проведенные информационным бюро Международной торговой палаты по вопросам подделок, показали, что 5—7% мировой экономики — производство и продажа пиратской продукции, соответственно — 100 тысяч потерянных рабочих мест в Европе и 120 тысяч — в США.

Доля контрафактной ювелирной продукции, большинство которой ввозится в Россию из Турции, составляет, по некоторым подсчетам, 25%. Официальных данных по Украине нет, но беглый просмотр ассортимента ювелирных точек сбыта Киева может подсказать, что цифра эта никак не меньше.

Людмила ГАРАРУК, студия ювелирного дизайна HARARUK
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ