В последнее время в Европейском Союзе об Украине все чаще вспоминают в контексте политического кризиса и упущенных возможностей. Эти же мысли были высказаны вчера в Киеве, где открылся Второй университет YES, в котором участвуют будущие политические лидеры Украины и 27 стран Евросоюза, а также немало европейских депутатов — друзей нашего государства. Депутат парламента Великобритании Стивен Байерс во время выступления на открытии этого форума отметил, что присоединение Украины к ЕС принесет пользу как Украине, так и ЕС. Между тем его коллега из португальского парламента Марио Девид сказал, что в ЕС готовы помочь Украине. Но при этом он заметил, что «мы устали от того, что в Украине постоянный политический кризис». По его словам, в октябре Украина упустила фантастические возможности. Что депутат имел в виду под упущенными фантастическими возможностями? Почему политический кризис влияет на европейскую перспективу Украины? Как Украине можно догнать упущенные темпы интеграции в Европейский Союз? Об этом — «Дню» в эксклюзивном интервью депутата парламента Португалии, вице-президента Европейской Народной партии Марио ДЕВИДА.
— Во время кризиса в августе (когда на Южном Кавказе разгорелся грузинско-русский конфликт относительно Южной Осетии — Ред.) у некоторых членов Европейского Союза было ощущение, что если цель Украины заключается в том, чтобы действительно стать членом евросообщества, то необходимо поддержать или ускорить реализацию этой цели. Но именно в этот момент, который мы увидели, начался новый кризис в Украине. Как вы можете куда-то двигаться, если вы все время пребываете в политический нестабильности? Если вы этого хотите, то это ваш выбор. А мы на Западе видим, что вы должны быть более заинтересованы в балансе власти в Украине в нахождении общих оснований. Здесь в Киеве для работы во Втором университете YES собрались представители трех европейских партий. Мы можем объединиться, чтобы Лиссабонское соглашение было принято. Почему относительно стратегической цели, которая является важной для вашей страны, не можете объединиться вы. Если вы хотите, чтобы люди доверяли Украине как партнеру, вам нужно иметь функционирующую демократию. Вам нужно иметь баланс власти между различными институтами, который должен быть чрезвычайно хорошо определен. Чтобы каждая ветвь знала, в чем состоит ее роль. Вам нужно иметь дружескую окружающую среду для инвесторов. А фактически у вас нет никакого представления, что приход инвестиций остановился после августа. Мне известно несколько таких примеров. Даже вчера мне позвонили и спросили: Марио, ты сейчас в Киеве, что там, черт возьми происходит?
— Но ведь украинский Президент на шведско-украинском бизнес-форуме заявил, что инвестиции в Украину растут...
— Я верю, что инвестиции растут. Но вы даже не знаете, насколько больше они могли бы вырасти. Я не хочу спорить с тем, что инвестиции в Украину растут. Но их могло быть значительно больше, если бы здесь была возможность предвидеть, если бы здесь была стабильность. Известно, даже у нас существуют политические отличия, являющиеся нормой демократии. Но у нас есть стратегические цели. А здесь, кажется, все другое на первом месте вместо стратегических интересов страны.
— Разве можно сомневаться, что Украина сделала выбор европейской интеграции? По этому вопросу среди всех политических партий существует консенсус относительно интеграции в ЕС.
— Относительно желания, действительно, нет сомнения. Но где же реформы? Какая скорость продвижения? Когда вы хотите вступить в ЕС? В 2050 году? Это слишком поздно для меня. Я хочу быть свидетелем этого момента. Я хочу в этот день быть здесь, в Украине. Поэтому вопрос состоит в том, чтобы все усилия направить на это. Поэтому необходимы изменения, реформы — в интересах Украины. А не только в интересах самого Евросоюза.
— Вы, по-видимому, слышали, что украинский Президент постоянно говорит, что Украине следует показать гавань, в которую должна направляться наша страна, имея в виду получение перспективы членства в Европейском Союзе, почему бы Брюсселю не дать Киеву такой сигнал?
— Одно дело — желание. Я не сомневаюсь в желании Президента, премьер-министра, даже лидера Партии регионов. Я считаю, что они серьезные люди и имеют в виду то, что говорят. Но дело в том, что из-за этой перманентной нестабильности Украина дает повод для тех стран в Европейском Союзе, которые не хотят дразнить Москву. И тем самым не дают возможностей для дальнейшей быстрой интеграции Украины в ЕС. У вас нестабильность, вы не делаете или откладываете осуществление необходимых реформ. Потому вы даете прекрасный повод для задержки интеграции Украины в ЕС. Постоянные перевыборы, политическая нестабильность — это для Украины дорога в никуда.
— Можете ли вы назвать страны, которые не хотят дразнить Москву?
— Вопрос не в странах, а в личностях в различных странах. Этот вопрос Realpolitik. Мы зависим от поставки энергоносителей. Поэтому нам следует видеть со стороны Украины очень сильную демонстрацию того, что ее главная цель состоит в том, чтобы объединиться и осуществлять необходимые реформы.
— По вашему мнению, существуют ли сейчас признаки того, что политическому кризису в Украине будет положен конец?
— Я не хочу вмешиваться во внутреннюю политическую жизнь Украины. Как друг Украины, я хочу, чтобы здесь доминировала демократия и, чтобы, наконец-то, страна обрела стабильность. Нравится это кому-то или нет, а легитимный срок Верховной Рады должен завершиться так, как это предусмотрено законодательством. Разве что, если могут возникнуть какие-то очень конкретные обстоятельства.