Когда славный белый теплоход «Виссарион Белинский», украшенный нарядными баннерами Международного фестиваля анимационного кино «КРОК», начал бороздить просторы северных рек и озер России, не только сторонние наблюдатели, но и участники и гости фестиваля не подозревали, сколько крови, пота и нервов стоит за этим веселым и долгожданным путешествием профессионалов анимации. И никакая кофейная гуща не поможет команде фестиваля во главе с неизменным ее лидером Ириной Капличной определить, будет ли финансирование от двух стран-соучредителей — Украины и России — или один из лучших в мире анимационных форумов останется за рамками престижных для этих стран мероприятий. Ведь в России в очередной раз меняется структура кинодепартамента, стало быть — и схемы финансирования, а в Украине азартно продолжается национальная забава — выборы. Тем не менее преодолев все подводные рифы и невесть откуда возникающие айсберги проблем, украинское Министерство культуры и туризма, обогнав северного соседа, в полном объеме профинансировало фестиваль.
ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ПЕТЕРБУРГА В МОСКВУ
Царское величие Санкт-Петербурга заметно потускнело, хотя роскошные архитектурные ансамбли никуда не делись, многие из них стоят, затянутые в строительные леса и сетки, с других частый питерский дождь смыл яркость красок, в одночасье «вбрызнутых» к недавнему юбилею города. Город неспешен и провинциально тих. Даже Невский проспект, где должна, согласно русской классике, бурлить светская жизнь, малолюден. Питерцы доброжелательны, но замкнуты. Узнав, что мы из Украины, сочувственно вздыхают, жалеют — сказывается целенаправленная подача информации в печатных и электронных СМИ. Но в полемику не вступают.
Два дня пребывания в Северной Пальмире дали возможность распорядиться временем по вкусу. Кто-то роскошествовал в Эрмитаже, кто-то наслаждался разнообразием красок и стилей Русского музея. Закаленные, кутаясь в шарфы и шали, погрузились в лодки, чтобы промчаться питерскими каналами, вертя головой от дома Пушкина к дому Ахматовой, от Поцелуева мостика к Стрелке Васильевского острова.
Открытие «КРОКа» тихо для местного народонаселения прошло в еще более раздрызганном, чем у нас, Доме кино, и «Виссарион Белинский», провожаемый многочисленными питерскими огнями, ушел в Ладогу, взяв путь на остров Валаам.
В умиротворенном общении с Валаамом прошло полдня. Там и тут реставрированные церкви и скиты с блестящими табличками, на которых значатся имена российских олигархов, отпустивших себе грехи за счет немалых вложений в возрождение Валаамского монастыря. Монашеское население острова растет. Светское, читай — тяжело пьющее, население держится на уровне 200 человек. Это потомки бывшей обслуги инвалидной резервации, устроенной после Второй мировой войны «вождем всех народов». Они бойко торгуют сувенирами и рыбой, привлекая сезонную рабочую силу из Петрозаводска и Питера. За небольшой временной период на острове выстроены гостиницы, готовые предоставить уютное убежище верующим и просто желающим вдохновиться тишиной и покоем.
Следующая остановка — Мандроги, великолепный образец отлаженной современной туристической индустрии. Древняя деревня Верхние Мандроги, состоявшая из 29-ти дворов, дотла сгорела во время Великой Отечественной и стала возрождаться в 1996-м как русский туристический рай на Водно-Балтийском пути. К 1999 году она прочно заняла свое место на карте России. Привлекательная природа, веселое разноцветье стилизованных построек, которых не счесть сегодня в Мандрогах, разнообразие ремесел и обильного, но не дешевого национального застолья, катание на лошадях, охота и рыбалка привлекают сюда не только сезонных иностранных туристов, но и располагают к проведению круглогодичных столь популярных сейчас корпоративных мероприятий и индивидуального элитного отдыха на выходных. Любят это место и иерархи страны — нет ни одного дома в Мандрогах, который не украшала бы фотография нынешнего российского премьера г-на Путина. Мастер на все руки, он здесь собственноручно изваял глиняный горшок на гончарном круге и расписал матрешку. Справедливости ради надо сказать, что каждый уголок туристического комплекса в любое время дня и ночи готов работать для любого посетителя. Чего, к сожалению, не скажешь о нашем великолепном аутентичном Пирогове, где и чашку кофе не выпьешь до 14.00, если там не проводится специальных мероприятий.
Знаменитый памятник деревянного зодчества Кижи взимает с каждого сходящего с теплохода определенную сумму, независимо от желания внимать экскурсоводу или свободно фланировать в одиночестве. Круглогодичное бдение над кижскими святынями осуществляет 60 человек местного населения, к которым добавляется еще около двухсот сезонных работников сферы обслуживания.
На этот раз фестиваль был значительно короче, чем обычно, катастрофически не хватало времени. Хотя недолгие остановки в Горицах и Ярославле своими великолепными памятниками старины — Кирилло-Белозерским монастырем, Горицким женским монастырем, Ферапонтовским и бережно хранимыми многочисленными церквями и музеями Ярославля — оставили немало впечатлений творческим душам аниматоров. Считаю, это подарок судьбы для многочисленной интернациональной молодежи — участников дебютного «КРОКа». И, главное, неоценимое время прямого общения с мастерами — отцами анимации.
РАЗБОРЫ ПОЛЕТОВ
После каждой показанной конкурсной номинации традиционные пресс-конференции были удачно заменены на «Разбор полетов». Их было три, соответственно, вели их Иван Максимов, Михаил Алдашин и Юрий Норштейн. Каждый из конкурсантов не только слышал скрупулезный разбор своей работы, это были еще и мощнейшие инъекции общей культуры, для некоторых — даже открытия. И если ярко индивидуальный Иван Максимов, погруженный в себя, был равно доброжелателен к дебютантам, независимо от уровня представленных работ, бесшабашный экстраверт Михаил Алдашин, слегка рисуясь, раздавал направо и налево яркие ярлыки, а внеземной Юрий Норштейн, азартно не приемлющий компьютер, настаивал на глубоком погружении в историю искусств, изучении шедевров живописи и литературы, дабы не повадно было «перекрасивить красивое». Мастер настаивал на окончании зачастую затянувшегося дебютного периода у вполне зрелых людей, вспоминая вошедших в мировую сокровищницу культуры людей, рано ушедших из жизни, однако оставивших мощное наследие. Потрясающий пианист и аниматор из Беларуси Игорь Волчек подчеркнул, что смена поколений в искусстве вообще и анимации в частности — явление естественное и нормальное, но оно не должно прокладывать демаркационную линию между «отцами» и «детьми». К сожалению, на общем фоне работы молодых украинских аниматоров выглядели как среднестатистические ученические экзерсисы.
Неоценимым опытом стали мастер-классы членов жюри и почетных гостей фестиваля. Носящий вечно печальную маску Марселя Марсо великолепный артист, профессор ВГИКа Илья Рутберг поделился своими знаниями пантомимы, применив их для воплощения движения в анимации. Коджи Ямамура на примере своих работ поделился японской техникой рисунка. Ставший звездой проката с полнометражным фильмом «Азюр и Асмар», он сказал, что собирается вернуться к технике силуэтов. Именно этот стиль отличает его неповторимую индивидуальность. А сетующим на отсутствие финансирования некоторым дебютантам остроумно ответил: «То, что считается моим стилем в анимации, на самом деле — отсутствие денег».
На первом «КРОКе» в 1991 году была показана программа «4 по 50», посвященная 50-летним юбилеям Юрия Норштейна, Эдуарда Назарова, Гарри Бардина и Валерия Угарова. Участникам нынешнего молодежного анимафорума была предложена программа «2 по 50», представляющая по прошествии 17 лет двух юбиляров следующего поколения — Ивана Максимова и Михаила Алдашина.
В программе «Школа мастеров», подготовленной на основании опроса мэтров анимации Михаилом Тумелей при помощи Марии Терещенко, явными лидерами стали Федор Хитрук — «Каникулы Бонифация», Юрий Норштейн — «Ежик в тумане», Эдуард Назаров — «Жил-был пес» и Иржи Трнка — «Веселый цирк».
РЕ-АНИМАЦИЯ, КОТОРАЯ ДОБАВЛЯЛА СУТКАМ ВРЕМЯ
По давней традиции «КРОКа» свободным от просмотров, дискуссий, занятий и прочих серьезных вещей временем является ночь. Но ночью на «КРОКе» не спят, а веселятся, как дети. (Кстати, «фестивальные» дети успели за время пути сделать прелестный фильм под руководством Елены Касавиной.) Вечер знакомств раскрывал таланты старожилов фестиваля и новичков, представляемых в изысканной юмористической манере Вадима Жука. Традиционный карнавал импровизировал на этот раз в области кулинарии, как в прямом, так и в переносном смысле. Под патронатом Ивана Максимова участники и гости фестиваля соревновались в отплясывании танцев народов мира — от кадрили до фламенко, от гопака до лезгинки, краковяка и фрейлехс.
Вот такой сложный и насыщенный путь прошел «КРОК-2008». А чтобы узнать о главной, соревновательной части фестиваля, не пропустите завтрашний материал.