Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«КРОК-2008» — отцы и дети

1 октября, 2008 - 20:10
УГОЩЕНИЕ В МАНДРОГАХ / УСЛЫШАТЬ КАК ПОЮТ «КИТЫ» МИРОВОЙ АНИМАЦИИ МОЖНО ТОЛЬКО НА «КРОКЕ»: ЮРИЙ НОРШТЕЙН, МИХАИЛ АЛДАШИН, МИХАИЛ ТУМЕЛЯ ТРАДИЦИОННЫЙ КАРНАВАЛ НА ЭТОТ РАЗ БЫЛ ПОСВЯЩЕН КУЛИНАРИИ

Когда славный белый теплоход «Виссарион Белинский», украшенный нарядными баннерами Международного фестиваля анимационного кино «КРОК», начал бороздить просторы северных рек и озер России, не только сторонние наблюдатели, но и участники и гости фестиваля не подозревали, сколько крови, пота и нервов стоит за этим веселым и долгожданным путешествием профессионалов анимации. И никакая кофейная гуща не поможет команде фестиваля во главе с неизменным ее лидером Ириной Капличной определить, будет ли финансирование от двух стран-соучредителей — Украины и России — или один из лучших в мире анимационных форумов останется за рамками престижных для этих стран мероприятий. Ведь в России в очередной раз меняется структура кинодепартамента, стало быть — и схемы финансирования, а в Украине азартно продолжается национальная забава — выборы. Тем не менее преодолев все подводные рифы и невесть откуда возникающие айсберги проблем, украинское Министерство культуры и туризма, обогнав северного соседа, в полном объеме профинансировало фестиваль.

ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ПЕТЕРБУРГА В МОСКВУ

Царское величие Санкт-Петербурга заметно потускнело, хотя роскошные архитектурные ансамбли никуда не делись, многие из них стоят, затянутые в строительные леса и сетки, с других частый питерский дождь смыл яркость красок, в одночасье «вбрызнутых» к недавнему юбилею города. Город неспешен и провинциально тих. Даже Невский проспект, где должна, согласно русской классике, бурлить светская жизнь, малолюден. Питерцы доброжелательны, но замкнуты. Узнав, что мы из Украины, сочувственно вздыхают, жалеют — сказывается целенаправленная подача информации в печатных и электронных СМИ. Но в полемику не вступают.

Два дня пребывания в Северной Пальмире дали возможность распорядиться временем по вкусу. Кто-то роскошествовал в Эрмитаже, кто-то наслаждался разнообразием красок и стилей Русского музея. Закаленные, кутаясь в шарфы и шали, погрузились в лодки, чтобы промчаться питерскими каналами, вертя головой от дома Пушкина к дому Ахматовой, от Поцелуева мостика к Стрелке Васильевского острова.

Открытие «КРОКа» тихо для местного народонаселения прошло в еще более раздрызганном, чем у нас, Доме кино, и «Виссарион Белинский», провожаемый многочисленными питерскими огнями, ушел в Ладогу, взяв путь на остров Валаам.

В умиротворенном общении с Валаамом прошло полдня. Там и тут реставрированные церкви и скиты с блестящими табличками, на которых значатся имена российских олигархов, отпустивших себе грехи за счет немалых вложений в возрождение Валаамского монастыря. Монашеское население острова растет. Светское, читай — тяжело пьющее, население держится на уровне 200 человек. Это потомки бывшей обслуги инвалидной резервации, устроенной после Второй мировой войны «вождем всех народов». Они бойко торгуют сувенирами и рыбой, привлекая сезонную рабочую силу из Петрозаводска и Питера. За небольшой временной период на острове выстроены гостиницы, готовые предоставить уютное убежище верующим и просто желающим вдохновиться тишиной и покоем.

Следующая остановка — Мандроги, великолепный образец отлаженной современной туристической индустрии. Древняя деревня Верхние Мандроги, состоявшая из 29-ти дворов, дотла сгорела во время Великой Отечественной и стала возрождаться в 1996-м как русский туристический рай на Водно-Балтийском пути. К 1999 году она прочно заняла свое место на карте России. Привлекательная природа, веселое разноцветье стилизованных построек, которых не счесть сегодня в Мандрогах, разнообразие ремесел и обильного, но не дешевого национального застолья, катание на лошадях, охота и рыбалка привлекают сюда не только сезонных иностранных туристов, но и располагают к проведению круглогодичных столь популярных сейчас корпоративных мероприятий и индивидуального элитного отдыха на выходных. Любят это место и иерархи страны — нет ни одного дома в Мандрогах, который не украшала бы фотография нынешнего российского премьера г-на Путина. Мастер на все руки, он здесь собственноручно изваял глиняный горшок на гончарном круге и расписал матрешку. Справедливости ради надо сказать, что каждый уголок туристического комплекса в любое время дня и ночи готов работать для любого посетителя. Чего, к сожалению, не скажешь о нашем великолепном аутентичном Пирогове, где и чашку кофе не выпьешь до 14.00, если там не проводится специальных мероприятий.

Знаменитый памятник деревянного зодчества Кижи взимает с каждого сходящего с теплохода определенную сумму, независимо от желания внимать экскурсоводу или свободно фланировать в одиночестве. Круглогодичное бдение над кижскими святынями осуществляет 60 человек местного населения, к которым добавляется еще около двухсот сезонных работников сферы обслуживания.

На этот раз фестиваль был значительно короче, чем обычно, катастрофически не хватало времени. Хотя недолгие остановки в Горицах и Ярославле своими великолепными памятниками старины — Кирилло-Белозерским монастырем, Горицким женским монастырем, Ферапонтовским и бережно хранимыми многочисленными церквями и музеями Ярославля — оставили немало впечатлений творческим душам аниматоров. Считаю, это подарок судьбы для многочисленной интернациональной молодежи — участников дебютного «КРОКа». И, главное, неоценимое время прямого общения с мастерами — отцами анимации.

РАЗБОРЫ ПОЛЕТОВ

После каждой показанной конкурсной номинации традиционные пресс-конференции были удачно заменены на «Разбор полетов». Их было три, соответственно, вели их Иван Максимов, Михаил Алдашин и Юрий Норштейн. Каждый из конкурсантов не только слышал скрупулезный разбор своей работы, это были еще и мощнейшие инъекции общей культуры, для некоторых — даже открытия. И если ярко индивидуальный Иван Максимов, погруженный в себя, был равно доброжелателен к дебютантам, независимо от уровня представленных работ, бесшабашный экстраверт Михаил Алдашин, слегка рисуясь, раздавал направо и налево яркие ярлыки, а внеземной Юрий Норштейн, азартно не приемлющий компьютер, настаивал на глубоком погружении в историю искусств, изучении шедевров живописи и литературы, дабы не повадно было «перекрасивить красивое». Мастер настаивал на окончании зачастую затянувшегося дебютного периода у вполне зрелых людей, вспоминая вошедших в мировую сокровищницу культуры людей, рано ушедших из жизни, однако оставивших мощное наследие. Потрясающий пианист и аниматор из Беларуси Игорь Волчек подчеркнул, что смена поколений в искусстве вообще и анимации в частности — явление естественное и нормальное, но оно не должно прокладывать демаркационную линию между «отцами» и «детьми». К сожалению, на общем фоне работы молодых украинских аниматоров выглядели как среднестатистические ученические экзерсисы.

Неоценимым опытом стали мастер-классы членов жюри и почетных гостей фестиваля. Носящий вечно печальную маску Марселя Марсо великолепный артист, профессор ВГИКа Илья Рутберг поделился своими знаниями пантомимы, применив их для воплощения движения в анимации. Коджи Ямамура на примере своих работ поделился японской техникой рисунка. Ставший звездой проката с полнометражным фильмом «Азюр и Асмар», он сказал, что собирается вернуться к технике силуэтов. Именно этот стиль отличает его неповторимую индивидуальность. А сетующим на отсутствие финансирования некоторым дебютантам остроумно ответил: «То, что считается моим стилем в анимации, на самом деле — отсутствие денег».

На первом «КРОКе» в 1991 году была показана программа «4 по 50», посвященная 50-летним юбилеям Юрия Норштейна, Эдуарда Назарова, Гарри Бардина и Валерия Угарова. Участникам нынешнего молодежного анимафорума была предложена программа «2 по 50», представляющая по прошествии 17 лет двух юбиляров следующего поколения — Ивана Максимова и Михаила Алдашина.

В программе «Школа мастеров», подготовленной на основании опроса мэтров анимации Михаилом Тумелей при помощи Марии Терещенко, явными лидерами стали Федор Хитрук — «Каникулы Бонифация», Юрий Норштейн — «Ежик в тумане», Эдуард Назаров — «Жил-был пес» и Иржи Трнка — «Веселый цирк».

РЕ-АНИМАЦИЯ, КОТОРАЯ ДОБАВЛЯЛА СУТКАМ ВРЕМЯ

По давней традиции «КРОКа» свободным от просмотров, дискуссий, занятий и прочих серьезных вещей временем является ночь. Но ночью на «КРОКе» не спят, а веселятся, как дети. (Кстати, «фестивальные» дети успели за время пути сделать прелестный фильм под руководством Елены Касавиной.) Вечер знакомств раскрывал таланты старожилов фестиваля и новичков, представляемых в изысканной юмористической манере Вадима Жука. Традиционный карнавал импровизировал на этот раз в области кулинарии, как в прямом, так и в переносном смысле. Под патронатом Ивана Максимова участники и гости фестиваля соревновались в отплясывании танцев народов мира — от кадрили до фламенко, от гопака до лезгинки, краковяка и фрейлехс.

Вот такой сложный и насыщенный путь прошел «КРОК-2008». А чтобы узнать о главной, соревновательной части фестиваля, не пропустите завтрашний материал.

Светлана АГРЕСТ-КОРОТКОВА, специально для «Дня». Фото Ирины СЕРГЕЕВОЙ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ