Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Как возродить украинский чернозем

Стране нужна революция — органическая
1 октября, 2008 - 20:09

Неэффективная аграрная политика на основе химической теории земледелия привела к тому, что украинцы, в житнице Европы, покупают самые необходимые продукты питания по мировым ценам или потребляют иностранные. Засилье украинских рынков суррогатами из-за границы (огурцы, помидоры или кукуруза со вкусом пластмассы) свидетельствует о кризисе в аграрном секторе. В то же время мировой продовольственный кризис открывает перспективы для Украины как агропромышленной страны. Ведь украинская земля, по прогнозам разных ученых, способна накормить 300 млн. человек. Это возможно благодаря комплексу мероприятий, на первом месте среди которых — восстановление плодородности земли, поскольку за 100 лет она снизилась до 2%. Сейчас увидеть украинский чернозем с 10%—12% содержимым гумуса можно только в Институте им. Л. Пастера в Париже. Вопросы на эту тему газета «День» задала Юрию ВОЗНАКУ, члену-корреспонденту Украинской академии наук, одному из разработчиков органической революции как фундамента стратегии возрождения Украины.

— Пан Юрий, вы считаете, что земля — это живой организм. Факт, что сегодня в украинских черноземах содержание гумуса в 4—5 раз меньше, чем это было в начале ХХ века, свидетельствует об ослаблении иммунитета земли. При таких условиях сельское хозяйство автоматически попадает в тотальную зависимость от машинных и химических технологий. Какой выход из ситуации вы предлагаете?

— Около двух столетий назад, с развитием машин, люди почувствовали себя могущественнее Природы, потому что легко разрушали за секунды, минуты то, что Природа создавала тысячами, миллионами лет. Для народа, который хочет выжить, решение проблемы простое: сегодняшнее — «від лану — до столу», дополнить — «від столу — до лану».

— Объясните, пожалуйста.

— Сегодня украинские почвы «кормят» в 20 раз меньше, чем 18 лет назад. В 1990 году количество органической массы (навоз, компосты), внесенной в украинские поля, составила 257 млн. тонн, в прошлом году — 13 млн. тонн. Десятки миллионов тонн органических отходов («від лану — до столу») ежегодно накапливаются, сжигаются, заиливаются и т.д. Нынче количество органической массы, пригодной для производства высококачественных экологически чистых органических удобрений («від столу — до лану»), составляет в Украине от одного до полтора млрд. тонн. Никакие минеральные (химические) удобрения не компенсируют катастрофическую потерю органической массы (углеродосодержащих веществ) почвами. «Гореаграрники» ради получения урожая (прибыли) каждый следующий год вносят все большее количество химических веществ, это как наркоман — требует все большую дозу. А каким будет здоровье людей, употребляющих эти «продукты»?

— Что сделать, чтобы продукты, которые мы употребляем, не вредили здоровью?

— Известно, что 70% иммунной системы человека находится в кишечнике. Человек — это то, что он ест, что пьет, каким воздухом дышит, с кем общается, что читает, какие песни поет.., все это является жизненным пространством. Как только ты его теряешь — медленно умираешь. Самый простой (и самый дешевый) способ выяснить качество продуктов питания — «попросить снять пробу» любого кота или собаку, желательно сельских. Овощи и фрукты (с ГМО) все одинаковой спелости, размера, цвета, как изделия штамповальной машины. Конечно, лучше всего выращивать еду в собственном хозяйстве, а если его нет, то кооперируйтесь с родственниками или знакомыми, помогите им одну неделю весной огород посадить и одну неделю осенью собрать урожай, оно того стоит.

— В вашей статье «Органическая революция, или Потеря экономического суверенитета» вы описываете путь выхода из кризиса непродуктивности земель и призываете к ведению органического сельского хозяйства. Вы предлагаете принцип органического производства: соответствие количества животных количеству гектаров земли, и утверждаете, что если в Украине будет три-четыре коровы на 1 га, то украинцы станут самой богатой нацией в мире. Сейчас всего одна корова на 3—4 га. Как возродить поголовье коров?

— Принципом органического производства могло бы быть «від лану — до столу, від столу — до лану» (живность так же имеет свой «стол»), а соответствие поголовья скота или другой живности посевной площади — это одно из необходимых условий рентабельного ведения хозяйства на селе. Весной этого года я участвовал в правках проекта Закона Украины «Об органическом производстве», который уже прошел первое чтение. Если этот Закон будет принят «поправленным», то органическое производство со временем станет мощным локомотивом украинской экономики. Поголовье скота возродить несложно, если его есть чем кормить. Корова рождается через девять месяцев, свинья — три месяца, три недели и три дня, арифметика простая. Правда, один из министров Минагрополитики рассказывал по телевидению. что «нам удалось значительно увеличить поголовье свиней», будучи на должности один месяц. Смешно.

ЧЕМ «НАКОРМИТЬ» УКРАИНСКИЕ ЧЕРНОЗЕМЫ?

— Плодородие украинских черноземов потеряно из-за отвального метода обработки почвы и чрезмерного внесения химических удобрений и средств защиты растений. Биодинамическая система плодородного слоя земли, рН которого — 5,5, содержимое органики — 2,5 %, не работает — земля «обескровлена». Самая «любимая» еда земли — это органическая масса, которая прошла процесс ферментации (перебродила) — перегной. Внесение сырых отходов и навоза вредно из-за наличия в них многих возбудителей заболеваний и семян сорняков, способных прорастать.

— Причина — отсутствие качественных органических удобрений?

— В Украине, где 60% населения проживает в сельской местности (городки и райцентры — это тоже село, по сути), где половина Киева и других городов с весны до осени «пропадают» на дачах — отсутствует промышленное производство дешевых высококачественных экологически чистых органических удобрений. Те удобрения, которые есть на рынке, по качественным показателям (NPK), дороже минеральных удобрений в 10 раз.

— Сколько требуется инвестиций и времени, чтобы положить начало промышленному производству?

— Стоимость завода по переработке органических отходов в высококачественные органические удобрения производительностью 20 тысяч тонн в год по проектно-сметной документации, изготовленной в сотрудничестве с «УкрНИИагропроэктом», составляет 4,2 млн. гривен по ценам 2006 года. Таких заводов, по заключениям министерства, требуется до 40 в каждой области, то есть 1000 для государства. Завод такого типа сооружается за девять месяцев, площадь застройки — до одного гектара.

— Обращались ли вы к украинским властям за поддержкой? Если да, то как реагируют высшие власти на ваши исследования?

— Внедрение промышленного производства в нашей стране как общественно важной программы началось осенью 2001 года департаментом стратегических планирований и разработок в агропромышленном комплексе Украинской академии наук национального прогресса (сегодня это — Украинская академия наук). Получив позитивные опытные результаты, приобщили к делу профильные департаменты Минагрополитики. Они все это проверили и весной 2004 года направили правительству, вице-премьер-министр по аграрным вопросам «включился» в работу. Ненадолго, правда. Повторное обращение министерства к правительству было в 2005 году, «включения» не было... Недавно теленовости показали премьер-министра, которая дает «нагоняй» за неплодородность почв. Звучали слова: «минеральные удобрения», «севооборот», «мелиорация», «закисление», «перепахать» и тому подобное. Это свидетельствует о том, что «воз и ныне там», что говорит о непрофессионализме ее советников.

— Могут ли вам повредить мощные лоббисты химикатов транснациональных корпораций?

— Украинские производители минеральных удобрений имеют более выгодные рынки сбыта за пределами страны. Думаю, что нашим главным лоббистом будет народная воля во главе с властью, этой или другой...

— Какой должна быть государственная стратегия использования земель сельскохозяйственного назначения? Что бы вы посоветовали чиновникам от аграрного сектора?

— Если коротко, то с распаевки сельскохозяйственных угодий. Понятие «агропромышленного комплекса» в Украине имеет другое значение, чем когда земля была государственной. Украинский агропромышленный комплекс не имеет фундамента — естественной плодородной земли. Вкладываем сумасшедшие государственные средства в борьбу с последствиями. Никто не запрещает государству брать землю в аренду у селян, составив соответствующее соглашение, где государство берет на себя обязательства улучшать плодородие почв, привлекать к с/х работам тех же селян или горожан. Таким образом, выиграют люди, государство и земля. Потому что у частных арендаторов, как правило, все однобоко.

— Многие украинские ученые считают, что нужно продавать не землю, а то, что выращено на ней, к тому же вполне возможно включение цены земли в стоимость продукции. Они апеллируют к властям, чтобы те сделали заказ науке, чтобы она обосновала эту версию сельскохозяйственного рынка. Какова цена нашей земли и какую компенсацию должен получить каждый гражданин, которому принадлежит земля согласно Конституции?

— Простите за сравнение, но с/х земля оценена так, как бы оценили ребенка в соответствии с его весом по цене мяса за килограмм. «Вылечив землю», один гектар украинского чернозема обеспечит безбедную жизнь от трех до пяти человек, и это непрерывно.

— Украина вступила в ВТО. Это шанс или наоборот — риск потеряться в конкурентном мире, не выдержав всех требований?

— Страны ВТО дотируют свое «зеленое производство». Органическое производство в Украине не потребует дотаций. Более рентабельного дела не будет. Чтобы запустить этот процесс в масштабах страны, в 2003 году требовалось 10 млн. гривен, в 2006 — 18 млн., в 2009 потребуется 32 млн. Конечно, к делу должно приобщиться государство. Сначала.

— И на последок, ваши рекомендации или советы украинскому крестьянину, чиновнику аграрного министерства и успешному фермеру?

— В Украине тысячи проблем, на эту тысячу проблем найдется сотня людей, которые могут профессионально их обсудить, из этой сотни десять знают пути их решения, а из этого десятка только один возьмет на себя ответственность за конечный результат.

Мы сейчас живем в стране «коллективной безответственности», в стране где есть «ветви» власти, но у «ветвей» отсутствуют «корни» и «ствол». На мой взгляд, «корни» — это наши обычаи, а «ствол» — плодородная земля. А на ваш?

Анна ГОПКО
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ