Бывают праздники незаметные настолько, что... не скажу — даже плакать хочется — что даже странно.
Вот, к примеру, в прошлую субботу, 13, был День украинского кино. Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко украинских кинематографистов поздравили. Даже мне пришло на телефон персональное поздравление от коллеги по киноведческому цеху. С большим количеством «смайликов» (схематических улыбающихся мордашек) вместо этого словосочетания — «украинское кино». Я шутку оценил. Оптимизма, как и чувства юмора, не теряем ни при каких обстоятельствах.
У очень уважаемого мной кинорежиссера Жана-Люка Годара, чьи высказывания о кино иногда превосходили его же фильмы, было в свое время весьма интересное рассуждение о первоначалах различных национальных кинематографий. Согласно его наблюдениям, в основе действительно мощной киношколы должен лежать гениальный киноэпос, своего рода рождение нации на экране. В Соединенных Штатах подобный эпос так и назывался — «Рождение нации» и был снят великим Уильямом Гриффитом. У советской России есть «Броненосец Потёмкин» Эйзенштейна, а у Германии — «Сага о Нибелунгах» Фрица Ланга. В подтверждение своего тезиса Годар, например, отказывал в существовании родной ему французской кинематографии: нет эпоса, все какое-то легкомысленное, поэтому и школы нет, имеется лишь определенное число одаренных личностей. Но, исходя из этого суждения, украинская киношкола должна быть на равных с мировыми образцами, ведь у нас тоже есть свой эпос мирового уровня: это «Земля» Довженко? Или нет?
Хорошо, тогда зайдем с другой стороны. В первой четверти ХХ века существовало только четыре действительно значимых государства-производителя кино. Понятно, о ком идет речь: США, Франция, а также Германия, имевшая тогда самую крупную в мире киностудию «ДЕФА» и целую плеяду гениальных режиссеров. А кто же был четвертым? Ни за что не догадаетесь. Дания! Именно так, крошечное королевство, которое по всем параметрам смешно сравнивать с перечисленными гигантами, лидировало в кинопроизводстве Старого Света. И сейчас у них не хуже, просто они количественные параметры заменили на качественные: вместо сотен режиссеров у них один, но какой — Ларс фон Триер, каждый новый фильм которого синефилы во всем мире ждут, как манны небесной.
К чему все это? Да так, просто всплеск эмоций по поводу мало кем замеченного праздника, да еще и пришедшегося на 13. Риторика, так сказать. Вроде ведь и больше Дании, и живем в далеко не послевоенные времена, и эпос у нас есть... А вот все не выходит у нас целлулоидный цветок. Просто остров невезения какой-то.
И сколько еще дней кино без кино впереди?