Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Парижская школа — в Киеве

Пабло Пикассо, Амадео Модильяни, Константин Бранкузи, Ханна Орлова, Альберто Джакометти. В Украинском Доме — «Большой антикварный салон»
5 сентября, 2008 - 18:19
ФОТО КОНСТАНТИНА ГРИШИНА / «День»

Напомним, что это уже третья масштабная творческая акция, которую начинает Украинский дом. Наряду с «Арт-Киевом» и «Большим скульптурным салоном», которые проводятся, соответственно, осенью и весной. «Большой антикварный салон» продлится до 14 сентября, а уже в октябре здесь откроется очередной, третий художественный салон «Арт-Киев».

За полторы недели «Антикварный салон», согласно пресс-релизам, должен «поспособствовать формированию цивилизованного арт-рынка и развитию его инфраструктуры, популяризации отечественного искусства в Украине и мире, ознакомлению украинцев с лучшими образцами мирового искусства». Особенно организаторы отмечают необходимость разрушения стереотипов, которые существуют вокруг антикварного рынка, утверждая, что коллекционирование — это «альтернативный путь сохранения национального культурно-художественного достояния», а не забавы богачей.

Выставку условно можно разделить на две части. Первая (экспонируется она в главном фойе) представляет произведения из частных коллекций украинских коллекционеров антиквариата. Едва ли не впервые Киев увидел живописные и скульптурные работы представителей Парижский школы («Эколь де Пари»), расцвет которой пришелся на 1920—1930 годы XX столетия. Амадео Модильяни, Пабло Пикассо, Константин Бранкузи, Жак Липшиц, Марк Шагал, Манэ-Кац. Среди ярких представителей «Эколь де Пари» есть также украинцы — Александр Архипенко, Ханна Орлова, Николай Глущенко, Алексей Грищенко и другие.

Отдельные залы на выставке отведены для православной иконы (ХVI—XVIII столетий и для народной деревянной скульптуры западноукраинского происхождения XVII—XVIII столетий — из коллекций Президента Украины Виктора Ющенко и галлериста Павла Гудимова. Среди коллекционеров, которые предоставили основные экспонаты — Игорь Воронов (Пабло Пикассо, Осип Цадкин, Жак Липшиц, Амадео Модильяни, Константин Бранкузи и другие), Александр Фельдман (Ханна Орлова, Олександо Френкель, Манэ-Кац, Марк Шагал), Юрий Цвенгрош (Яков Шапиро, София Левицкая, Николай Вакер, Александр Палюк), Леонид Комский (Василий Хмелюк, Алексей Грищенко) и другие. Часть коллекционеров, которые предоставили для экспонирования свои работы, пожелала остаться неизвестной.

— Антиквары — люди достаточно закрытые, — отметила директор Украинского дома Наталия Заболотная. — Но последние 2—3 года лед начал таять, и коллекционеры более охотно обнародуют свои коллекции.

Вторую часть «Антикварного салона» составили коллекции-визитки 40 украинских антикварных галерей и салонов, большинство из которых — киевские. Всего-навсего две галереи представляли Одессу и Львов.

На пресс-конференции перед официальным открытием салона, коллекционеры Игорь Воронов (который в рамках предыдущего «Скульптурного салона» представил свою коллекцию скульптуры Огюста Родена и Александра Архипенко), Игорь Панамарчук и Леонид Комский говорили преимущественно о проблемах антикварного рынка в Украине, главная из которых — украинское законодательство.

— На современном украинском арт-рынке, и вообще в культуре, есть несколько проблем, — считает Игорь Панамарчук, меценат и основатель частного музея «Духовные сокровища Украины». — Одна из них — это абсолютно неправильное отношение государства к ввозу предметов искусства в страну. Украина — одна из наибеднейших стран, потому что из нее постоянно вывозили — то в Россию, то в фашистскую Германию. То, что сейчас есть 25%-й налог на ввоз творческих объектов — такого больше нет нигде. Более того, люди, покупая вещь и, зная, что за нее нужно оплатить 25%, сюда ее не везут. В России подобный закон отменили четыре года назад и туда начали ввозить искусство на миллиарды долларов. Поэтому когда в России упразднили этот закон, многие россияне, которые хранили творческие объекты за границей, ввезли их в свою страну. Я, например, могу сказать, что ценность «Эрмитажа» в материальном плане значительно выше, чем стоимость всей нашей тяжелой промышленности. И ни для кого не секрет, что, скажем, рыночная стоимость произведений Пабло Пикассо — 80 миллиардов долларов. Эта сумма напоминает украинский бюджет. Очень хотелось бы, чтобы этот закон отменили, и мы могли ввозить в Украину шедевры мирового искусства, потому что на этом, собственно, и строится культурное воспитание нации.

К сожалению, сегодня украинскому политикуму не до таких «пустяков», как культура или воспитание нации.

Детальный репортаж из «Большого антикварного салона» с комментариями искусствоведов и политиков относительно законодательства, с творческими историями от режиссера Сергея Проскурни и рассказом Павла Гудимова о его коллекции советской пластиковой игрушки читайте в следующий вторник.

Маша ТОМАК, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ