Магия чисел, заложенная древними греками, в первую очередь Пифагором, продолжает нас завораживать. Так называемые круглые даты или близкие к ним дают нам повод вспоминать события, придирчиво их анализировать, тщательно изучать. 1020-летие принятия христианства на Руси привлекает внимание общества и к событию, и к самой сути христианства, а точнее, исходя из наших исторических условий, к православию, в частности, православию украинскому. Так, хотя общие богословские вопросы в пределах традиционной религии являются общими для многих народов, каждый вносит в понимание, традиции, оформление свои национальные особенности. Почему на Руси «победило» христианство-православие? Есть легенда по Нестору-летописцу о выборе Владимиром монотеистической религии, которая должна была сменить язычество. Но на тот период сведения о различных религиях и конфессиях были не только «на слуху», но и народы Киевской Руси-Украины имели возможность общаться с представителями различных религиозных верований, которые находились как «заморские гости». А некоторые историки уверены, что какая-то часть автохтонного населения Руси-Украины становилась христианами до даты официального крещения. Чем же привлекало их христианство? Думается, в первую очередь тем, что сегодня мы называем ментальностью народа, т.е. совпадением психологических особенностей, присущих большинству людей, а не основными догмами-правилами, которые пропагандирует религия. А именно, это обращение к «внутреннему закону», чувству справедливости, часто за счет пренебрежения «внешним законом», который власть использует, нарушая принцип справедливости. Ведь именно с этого и началось христианство как сопротивление талмудистскому использованию закона. Лучше всего это высказано в «Первом послании ап. Павла к коринтянам»: «Где, смерть, твоя победа? Где твое, смерть, жало? Жало же смерти — это грех, а сила греха — это Закон». (15.56.) Христианину, особенно православному, достаточно десяти общих заповедей, даже того меньше, главной идеи Нагорной проповеди: делай другому так, как хочешь, чтобы делали тебе. Не хочу сталкивать между собой различные религии и конфессии, каждый народ выбирает то, что ему ближе, но нужно понимать, что ментальность народа, нации — это не пустые слова, не игрушки, а очень серьезные вещи. И право каждого народа жить по своим принципам, а долг других — уважать это право, во всяком случае, при проживании на территории автохтонов.
В приведенном выражении из Евангелия заложена и другая, привлекательная для людей, особенность. Впервые в истории развития человечества общественно- политическое течение, которое выступило в виде религии, разделило добро и зло, четко указав на их носителей. Перечитайте древнегреческие мифы, в них с одинаковыми оценками рассказывается о жертвенности и агрессивности, о любви и измене, о жестокости и милосердии... И в Старом Завете далеко не все поступки действующих лиц получают присущие нам сегодня оценки. Как Господь отделил свет от тьмы, так христианство четко и однозначно не просто разделило добро и зло, но и дало им соответствующую моральную оценку. Именно в этом огромная сила и значение введения христианства. В качестве примера вспомним жизнь и Ольги, и Святослава, и дохристианского Владимира. Многие их поступки с сегодняшних позиций мы считаем аморальными, такое восприятие является заслугой христианства, а в те времена хитрость и коварство, нарушения своих обещаний были нормой, особенно если помогали достичь определенного успеха.
И еще одно изменение, к которому постепенно привело христианство. С самого начала христианские проповедники выступали против разврата, кое-кто такие принципы называл ханжеством. Разберемся в этом. Анализируя упадок Римской империи, можем прийти к выводу, что этому в значительной степени содействовал и разврат римского общества. Женщины типа Мессалины находили любовников из гладиаторов и им подобных, открыто рожали от них детей, которые вместе с отцами-вольноотпущенниками вытесняли в обществе из высоких должностей тех, кого сегодня мы назвали бы интеллектуальной элитой. Рядом с падением моральных принципов, на что неоднократно указывал в своих речах Цицерон («о времена, о нравы»), все больше проявляется падение интеллектуального уровня. Бастарды были хорошими бойцами, но для воина, не говоря уже об ответственном гражданине, необходим и интеллект; его ограничение и дало себя знать. Введение христианства постепенно (эти процессы происходят в течение многих поколений) стабилизировало интеллектуальную жизнь Европы и в конце концов взрывается Ренессансом и эпохой Просветительства. В Украине-Руси подобные процессы также прослеживаются, хотя бывают более «размытыми» из-за того, что задевают значительно более широкие народные круги.
Замечание в отношении особенностей украинского православия. В основе оно сохраняет первичную ментальность нашего народа, хотя и выдерживает также со стороны других конфессий, в первую очередь русского православия, хотя и такого, которое совпадает по церковным канонам, но и такого, которое имеет отличия в практической деятельности. Русское православие со времена Петра I находилось под значительным влиянием протестантизма, чему в Украине сопротивлялись, причем наибольшему влиянию подвергались такие черты общественно-политической жизни, как тесное сотрудничество Церкви с властью, более жесткое вмешательство в личную жизнь и другое. К сожалению, сопротивляться влияниям становится все более сложно, что приводит к искажению ментальных черт украинского народа, пренебрежению ими в общественной жизни, навязыванию принципов, когда господствует «внешний закон» вопреки внутреннему чувству справедливости.
В этом плане важным является вопрос о роли Церкви в нашей жизни. Кажется, что когда даже коммунисты заигрывают с Церковью, не говоря об огромной поддержке со стороны государства, когда есть возможность свободно посещать службы и проводить обряды, когда назвать себя неверующим не престижно, а атеизм почти вне закона, мы должны были бы получить расцвет христианской морали, братской любви, торжество справедливости. Мы же «маємо, що маємо», и это дает повод задуматься над многими вопросами функционирования и христианства, и Церкви как его основного проводника, и государственных структур, представителей которых мы периодически наблюдаем со свечами перед святыми образами. Сегодня все научились креститься, а ношение нательных крестиков стало новой модой, и празднование религиозных дат происходит на официальном уровне. Подобных вопросов значительно больше, а вот ответы на них неутешительные. Что-то не то «в украинском королевстве»! И над этими вопросами надо задумываться не во время празднования определенных дат, а постоянно, до тех пор, пока не будем способны праздновать и радоваться тому, что мы празднуем.