В Украине постоянно говорят о необходимости проведения быстрой модернизации производственных мощностей во всех отраслях экономики. Мол, советский потенциал давно себя исчерпал, нужно идти «в ногу» с европейскими технологиями. Но высокая инфляция, колебания курса, разговоры о стагфляционных процессах в экономике, подорожании кредитных ресурсов, усложненный доступ к международным финансовым рынкам и тому подобное не дают предпринимателям расслабляться. Поэтому «День» решил спросить бизнес, как нынешние экономические реалии отражаются на модернизационных планах их предприятий, и реально ли нынче надеяться на более-менее успешную модернизацию отечественных заводов и фабрик...
Сергей ПОМАЗАНОВ , член наблюдательного совета ОАО «Северодонецкий завод строительной керамики»:
— На техническое переоснащение производства предприятий, проводящих этот процесс по графику, нынешняя ситуация не влияет. Предпосылок для того, чтобы модернизационные процессы у них не происходили, нет. Почему? Потому что все своё техническое переоснащение предприятия готовят и планируют не за один месяц до начала самого процесса модернизации. Обычно подготовка проходит, как минимум, в начале года, рассматривается финансовый год и мероприятия, которые в нем будут проводиться. Иногда компании составляют модернизационные планы даже за два-три года до их реализации. В связи с этим формулируется нужный объем средств. Предприятия же, которые рассчитывают на получение 100% кредитных средств для инвестирования в свои основные фонды, возможно, сегодня действительно в трудном положении. Я считаю, хотя вопрос с кредитами и стоит очень остро, но компании его способны решить. Для предприятий, которые двигались по плану и готовились к модернизации производства, аккумулируя средства, проблем вообще не должно быть. Что касается влияния ревальвации на темпы технического переоснащения предприятий, могу сказать следующее: если сейчас заключать договоры на закупку заграничного оборудования, тогда модернизация будет дешевле. Но здесь необходимо учитывать объемы модернизации: если на предприятии заменятся один-два станка, то ревальвация даст небольшие выигрыши. Настоящая польза будет, когда речь идет о запуске нового производства. Сегодня же много предприятий «заморозили» свои инвест-проекты, чтобы понять, в каком направлении будет развиваться ситуация. Только после этого они начнут их «размораживать».
Игорь КОЛОДИЙ, директор по производственным операциям корпорации «Артериум»:
— Нынешняя ситуация на модернизационных планах компаний может отразиться негативно или проявиться в существенном повышении стоимости этого процесса. Модернизация — это процесс, состоящий из проектирования и внедрения нового оборудования. Инфляция же повышает стоимость сервисных услуг по проектированию или вынуждает повышать зарплату собственным проектантам. Курсовые колебания и рост кредитных ставок больше всего влияют на подорожание этапа внедрения, включающего в себя закупку дорогих основных средств производства. При закупке оплата контракта проводится в несколько этапов, но при этом очень большая часть средств вносится в виде подписки. Обычно предприятие оплачивает такие контракты за счет кредитных средств, потому что очень непросто взять большую сумму денег из оборотного капитала. Если ситуация сохранится, то существует несколько вариантов ее воздействия на деятельность компаний. При первом варианте она никак не отражается на работе предприятия. Но это при условии, что будет существовать рыночная возможность увеличивать цены на лекарства и при этом государство, имеющее механизмы регулирования цен на нашу отрасль, к этому либерально будет относиться. В нынешних политических условиях это, наверное, нереальный сценарий. Во втором случае она может проявиться в виде уменьшения модернизационных программ, что существенно снизит конкурентоспособность нашей отечественной фармакоиндустрии, а импортеры будут довольны.
Александр БИЛЯЕВ , президент Украинской Ассоциации Мебельщиков:
— Разумеется, экономическая ситуация влияет. Я знаю об этом не из чьих-то слов, а как менеджер восьми заводов. Однако на экономические реалии накладывается еще и сезонное уменьшение объемов реализации мебельной продукции. За счет падения объемов реализации готовой продукции уменьшается прибыль компании, появляются убытки. В таких условиях инвесторы с пессимизмом смотрят на модернизацию. Сегодня действительно много компаний чувствуют нехватку финансовых ресурсов. А наши компании не надеялись на абсолютно дешевые кредиты для проведения реконструкции производства, а формировали для таких целей фонды реконструкции из нераспределенной прибыли. 90% всей модернизации мы сейчас проводим за свой счет. Говорить же, что модернизационным планам предприятий мешает экономическая ситуация, не совсем правильно. Переоснащение производства не делается на короткий период. На самом деле это серьезные долгосрочные инвестиции, рассчитанные на три—пять лет с детальным предварительным просчетом всех основных источников финансирования. Модернизация не зависит от краткосрочных неудач на рынке (например, плохого объема продаж), но на общий инвестиционный климат они действительно влияют.