Театралам этот актер запомнился по разноплановым ролям в спектаклях «Так закончилось лето», «Зрители на спектакль не допускаются», «26 комнат», «Розовый мост», «Дни пролетают со свистом» и многих других. Интеллигентный, застенчивый, рассудительный Анатолий Фeдорович не любит давать интервью, считая, что самое главное он рассказывает публике со сцены. Для мужчины-актера 50 лет — важный этап в жизни. Это определенный рубеж: многое пережито, переосмыслено, это период зрелости и время для новых творческих свершений. Юбилей хорош тем, что дает возможность оглянуться назад, вспомнить прошлое, например, о том, как сельский паренек решил связать свою судьбу с миром театра, попытаться разгадать загадку о том, как становятся премьерами сцены; и где находит силы Анатолий Ященко, преподавая актерское мастерство студентам Киевского национального университета театра, кино и телевидения им. Карпенко-Карого...
ОТ «ЗООРОМАНТИКИ» ДО АРМИИ
— Я родился на Черниговщине, в селе. Но к крестьянской доле не был приспособлен, — признается Анатолий Фeдорович. — В детстве, когда отец говорил, что надо помочь по хозяйству, то под его руководством пытался что-то делать. Сегодня, когда приезжаю в гости к братьям ( родителей уже нет на этом свете), всякий раз удивляюсь, как они умело ведут хозяйство. У них в руках все горит. Я так и не научился...
— Анатолий Федорович, откуда у вас, сельского мальчика, появилась тяга к лицедейству?
— Наверное, от папы. Он был необычайный фантазeр и выдумщик. Например, мама делала потрясающие вареники с вишнями, в каждом варенике ровно по три вишни. После обеда мы косточки пересчитывали, определяя — кто сколько съел вареников. Папа съедал много, но косточек у него всегда было лишь четыре. Нас, детей это озадачивало. Мы не понимали, что он их просто глотал, но в такой ненавязчивой форме преподавал математику на дому... А ещe отец брил голову, а когда внуки интересовались — почему у дедушки нет волос, то он им рассказывал, что ровно в полночь у него отрастает шевелюра до плеч. Говорил так убедительно, что дети спать не ложились, караулили, чтоб не пропустить это событие... Да, умел он увлечь... Был у него актерский дар.
Знаете, я рано увлeкся театром — учился в школе в Чернигове и во Дворце пионеров занимался в драмкружке. То, что у меня есть актерские задатки, рассмотрела замечательный педагог Тамара Захаровна Чернявская. Именно она посоветовала мне поступать в Харьковский институт искусств на актeрский факультет. Родителей я поставил перед фактом, что уже студент. Хотя не могу сказать, что они с восторгом приняли эту новость... После окончания института с супругой Надеждой (мы с ней были однокурсниками) поехали работать по распределению в Запорожье, открывать ТЮЗ. Я там переиграл всех зайчиков, насекомых, даже сороку на пуантах сыграть довелось. Театральную «зооромантику» на время прервал, послужив в армии (в инженерно-сапeрных войсках). Жена приезжала ко мне на побывку. И доездилась... У нас родился сын Максим. Я его увидел только 6-месячным. Все пелeнки и бессонные ночи достались жене...
— Анатолий Фeдорович, а мысли остаться в армии у вас не было?
— В детстве, как многие мальчишки, я мечтал стать военным. Перед окончанием школы стал выбирать: куда пойти учиться — в военное училище или на Иняз. Но потом театр победил. Поэтому в армии я дни считал, когда смогу вновь вернуться на сцену.
КИЕВСКИЙ МАРШРУТ
— В каких театрах работали, кроме Запорожского ТЮЗа?
— В 1994 году начался мой московский период (работал в Камерном театре). Но долгого романа с Москвой у меня не получилось. Прежде всего помешал «квартирный вопрос»...
— А как возник театральный роман с Киевом?
— Часто бывая в Киеве, проезжая мимо здания Театра драмы и комедии, я всегда любовался им. Казалось, что этот театр похож на большой, красивый и загадочный корабль. Однажды я решился пойти на прослушивание, и меня приняли в труппу.
— Вы с супругой работаете в одном театре (она зав. труппой, и коллеги ее называют добрым ангелом-хранителем). 24 часа быть вместе непросто...
— Наша семья в этом году отмечает 30-летие. Конечно, по молодости все мы — максималисты, резко отстаиваем свою точку зрения. Но с годами приходит опыт и мудрость, а с ними — и умение уступать, прощать, уважать. Супруга очень мягкая, рассудительная, всегда помогает мне дельным советом. Знаете, когда мы еще были абитуриентами и я впервые увидел Надю, почему-то подумал, что именно она станет мой женой. На третьем курсе мы поженились. Сегодня я уже не представляю, что мы могли не встретиться с ней...
— За три десятилетия уже притерлись характеры, а кто у вас в семье принимает решения?
— Обычно я по реакции жены понимаю, какое мне надо принять решение...
— Сын не пошeл по вашим стопам?
— Нет, хотя он вырос за кулисами. Максим окончил факультет прикладной математики и компьютерных систем. Он у нас технарь. Знаете, я только недавно научился эти сложные слова выговаривать. До этого никак не мог запомнить. Сейчас грустно осознавать, что очень мало внимания ему уделяли в детстве — вечные репетиции, гастроли, поздно спектакли заканчивались.
— Мы выяснили, что в сельском хозяйстве вы не ориентируетесь, а в городской квартире у вас получается разобраться с бытом?
— Когда к нам приходят гости — жена первым делом ведeт их в ванную и на кухню — показать плитку, которую я сам выложил. Это уже ритуал, обязательная экскурсия по дому. А вообще в свободное время порой делаю в квартире перестановку — вношу элемент новизны...
— За 13 лет в Театре драмы и комедии вы много образов сыграли. А есть любимая роль?
— Все любимые. Роли — как дети, а дети не бывают нелюбимые. Я тяготею к трагикомедии. Начинал свою профессиональную карьеру со сказок и комедий... А в 1995 году пришел в труппу «левобережцев». В тот период Эдуард Маркович Митницкий приступил к репетициям пьесы Льва Толстого «Живой труп» и поручил мне роль Каренина. До этого ролей такого плана у меня не было. Этот режиссер очень тонко чувствует человеческую душу, умеет парадоксально выстроить спектакль... Ныне я занят практически во всех постановках Митницкого. С ним работать безумно интересно. Мне очень повезло, я бы не состоялся как актер, если бы не коллеги-партнeры, весь коллектив театра: от костюмеров, реквизиторов и монтировщиков. Ведь мы все, каждый на своем месте делаем одно дело — сознаем спектакль.
— В спектакле «Розовый мост» вы играете вместе со знаменитой примой Адой Роговцевой. Как вам работалось в процессе репетиций и затем уже в спектакле?
— Можно сказать, что сбылась «хрустальная» мечта. Еще в студенческие годы я восхищался Адой Николаевной как великой актрисой современности. Первый раз нам не удалось совместно поработать. Мы репетировали спектакль о Чехове (я собрался сыграть роль Антона Павловича, а Роговцева — Лику Мизинову). Наверное, нельзя мечту озвучивать раньше срока... Поэтому, когда я был назначен на роль Роберта Кинкейда в спектакль «Розовый мост», который ставила дочь Роговцевой Екатерина Степанкова, я уже молчал, боялся спугнуть заветное. Роговцева — суперпрофессионал, очень трепетно относящаяся к актерской профессии. У нее есть чему поучиться. Считаю, что во многом спектакль получился благодаря Аде Николаевне...
— Студенты университета вас обожают и даже слагают легенды.
— Так уж и легенды... Просто я студентов очень люблю и стараюсь относиться к преподаванию с большой ответственностью и честностью. Хотя, легче бывает два спектакля подряд отыграть, чем лекцию провести. Мне очень хочется, чтобы мои ученики, прежде всего, были хорошими людьми, а потом уже актерами.