Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Огонь под пеплом

По следам Максима Зализняка и Ивана Гонты
25 июля, 2008 - 18:24
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРАТРИЦА ЕКАТЕРИНА II, ВЫСТУПИВШАЯ, ПО СУТИ, В РОЛИ ЖЕСТОКОГО ПАЛАЧА ПОВСТАНЦЕВ / БИТВА ПОЛЬСКОЙ КОННИЦЫ С КАЗАКАМИ. С ПОЛЬСКОГО РИСУНКА XVIII ВЕКА

Пани Мария, наверное, единственный в Смеле человек, который носит цветы к памятному знаку, установленному в мае 1993 года в честь 225-летия восстания украинских крестьян против польских феодалов.

— Его установили по инициативе тогдашнего городского головы Александра Котькала, — вспоминает старушка. — Людей на открытии было немало. Хор пел песни на слова Тараса Шевченко. Работник музея Владимир Никифоров читал отрывки из поэмы «Гайдамаки». Красиво выступил и Котькало. Правда немного удивляло, что памятник установили именно возле костела, напротив входа в него, а также — то презрение, которое городской голова вкладывал в слово «пан». Оно как раз тогда возвращалось в наше употребление, но господин Котькало безапелляционно доказывал, что «панами» можно называть только польских эксплуататоров, против которых и боролись гайдамаки. Прошли года, и теперь мне кажется, что все с тем памятником было неискренне. Городской голова, мечтавший о Верховной Раде, набирал себе таким образом баллы среди избирателей коммунистического направления. То есть открытие памятника героям- гайдамакам превратилось в политическую акцию. Не удивительно, что постепенно о нем совсем забыли. Во всяком случае, я больше не видела возле него ни одного должностного лица Смелы. Такое впечатление, что здесь даже не убирают. Некрасиво это. Тем более, что в этом году исполнилось 240 лет со времени тех трагических событий...

С пани Марией тяжело не согласиться. Ведь, кроме всего, памятный знак впоследствии и освятили. Однако и это не спасло его от забвения. К нему не ходит не только власть. Не бывают здесь и представители политических партий. Причем — как правого, так и левого направлений. Не водят сюда на экскурсии и школьников. Между тем, без сомнения, юбилейный год героического подвига наших предков было бы уместно использовать для патриотического воспитания молодежи. Но...

Что странно, Смела непосредственно связана с восстанием. То есть в нем соучаствовали сотни, если не тысячи, предков современных смельчан. Даже предводитель повстанцев Максим Зализняк носил титул — гетман Украинский, отец казацкий, князь Смелянский. О Смеле вспоминает в своем эпохальном произведении «Гайдамаки» Тарас Шевченко. Как твердят историки, Смела была спичкой восстания. Поэтому, наверное, было бы достойно, если бы именно Смела, и вообще Черкасщина, напомнили Украине, украинцам и их, так называемым, достойникам о победе предков, о том, что свободу мы добывали в борьбе с давних времен.

Чтобы не быть голословным напомню такое.

Накануне восстания эксплуатация украинских крестьян шляхтой достигло апогея. Терпели украинцы и религиозные ущемления. Православных священников били и истязали, чтобы они отреклись от своей веры. Например, в смелянской тюрьме издевались над членом Чигиринского духовного правления, священником села Ревивки Максимом Левицким.

Но особое возмущение украинцев вызвали действия посланных в конце апреля 1768 года из Бара уполномоченных конфедерации — шляхтичей Боровского и Волинецкого, которые пытались прибрать к своих рукам Смелянскую латифундию. (Конфедерацию организовали 18 февраля 1768 года в Подольском городке Бар наиболее реакционные группировки польских магнатов. Они объявили королю, России и православию «божью войну» и призывали всех шляхтичей-католиков спасать католическую веру и свободы шляхты). Поэтому, когда в мае 1768 года вспыхнуло восстание, царский посол в Варшаве М.В. Репнин, как и многие другие, считал его причиной именно действия Боровского и Волинецкого на Смелянщине.

31 мая повстанцы выступили из Смелы на Корсунь. Продвижение народно-освободительного войска превратилось в триумфальный марш. 9 июня украинские крестьяне под предводительством полковника Максима Зализняка и сотника надворных казаков магната С. Потоцкого Ивана Гонты, присоединившегося к восставшим, атаковали Умань. Немногим больше двух недель находились в Умани основные повстанческие силы. То было время напряженной деятельности по закреплению победы. Но надежда организаторов не на собственные силы, а на то, что царица Екатерина II примет из рук восставшего народа украинскую землю, оказались ошибочными и напрасными. Это не входило в тогдашние планы императрицы. Поэтому под вечер 25 июня поручик донских казаков православный христианин Кречетников устроил для своих офицеров ужин, на который пригласил Зализняка, Гонту и еще некоторых старшин. Во время ужина старшину коварно арестовали.

В ночь с 25 на 26 июня лагерь повстанцев со всех сторон окружили карабинеры Гурьева (Каргопольский карабинерский полк). Застигнутые врасплох, люди Зализняка не оказали должного сопротивления. Кое-кто начал стрелять, но было уже поздно...

По приказу киевского генерал-губернатора Воейкова три эскадрона российских войск выступили на Правобережную Украину с заданием — принять все меры «для укрощения взбунтовавшихся украинских селян». 8 июля команда русских солдат с тремя поручиками во главе напала на Мотронинский православный монастырь. 9 июля были разгромлены отряды Журбы и Швачки. Как говорится в народной песне, у казаков Швачки «пригодонька стала... у середу по обіді їх Москва забрала».

14 июля 1768 года в Сербах в военном лагере самой жестокой смертью через четвертование живьем (еще и с предыдущим сдиранием кусков кожи со спины) умер Иван Гонта и 27 его побратимов из числа повстанческой старшины. Замучены были тысячи украинских селян. Только в Кодни шляхта уничтожила около пяти тысяч повстанцев. Наказаны были и запорожцы — российские подданные. Зализняка, Неживого, Швачку истязали, клеймили, выдрали ноздри и отправили на каторгу. 44 повстанцам отрезали головы, 124 — повесили.

Но беспорядки вспыхивали в разных местах еще не один год. Так, в ноябре 1768 года на Смелянщине организовался несколькосотенный отряд атамана Мирона Губы. Узнав о возможной угрозе запасам провианта со стороны этого отряда, генерал-аншеф Голицын (командующий 1-й российской армией) возложил ликвидацию повстанческого движения в Приднепровье на майора Вуича, дав ему в распоряжение две тысячи донских казаков. Недалеко от Смелы под Ротмистровкой 3 апреля 1769 года донцы напали на атамана Василия Шостака, у которого было под предводительством аж... десять человек. Во время жестокой стычки пятеро вместе с атаманом погибли, остальные попали в плен. А 6 апреля донцы ликвидировали и отряд Губы. Более 20 его побратимов пленили, другие, вместе с атаманом, сражались до последнего...

Как видим, были наши предки отважными и боролись за свою землю и свободу на смерть. Но нет в Смеле памятника Максиму Зализняку, Неживому, Швачке, Мирону Губе, Шостаку, не названы их именами улицы. Уже десятилетия уманчане не могут установить памятник Ивану Гонте. Зато в Одессе недавно с помпой открыли памятник Екатерине II. Не удивлюсь, если вскоре в Умани установят монумент поручику Кречетникову или полковнику Гурьеву...

Александр ВИВЧАРИК Смила, Черкасщина
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ