Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

В свете исторической правды

Состоялось расширенное заседание коллегии Госкомархивов Украины, посвященное обнародованию секретных документов о Голодоморе
16 июля, 2008 - 19:04

Голодомор в Украине 1932—1933 годов — и до сих пор незаживающая рана в нашем национальном сознании. Эти годы, самые ужасные в истории Украины, остро требуют от каждого из нас не только морального освобождения от стереотипов прошлого, но и в не меньшей степени правды строгого научного познания. Документальные факты о такой страшной трагедии, как Голодомор, конечно, не облегчают того ощущения «взрыва совести», переживаемого каждым нормальным человеком, который узнает наконец о том, что сделала с Украиной сталинская преступная шайка убийц. Однако почувствовать (хотя бы частично) боль того времени — святой долг каждого.

Активное участие в огромной работе по очищению национальной памяти украинцев принимает и Госкомархивов Украины. 15 июля на расширенном заседании коллегии этого ведомства обсуждался вопрос «О состоянии выполнения государственными архивами Украины Плана мероприятий на 2007—2008 годы в связи с 75-ой годовщиной Голодомора 1932—1933 годов» при участии ведущих украинских архивистов, историков и общественности. Председатель Госкомархивов Украины Александр Удод отметил, что критический и объективный анализ сделанного в этой области убеждает в том, что при всем огромном уважении к самоотверженному труду архивистов — все же сделано еще очень мало. Еще меньше мы информируем общественность через СМИ о результатах своей работы, подчеркнул Александр Удод, и это необходимо исправлять.

Необходимо разобраться, заметил председатель Госкомархивов Украины, как украинское общество подошло к переосмыслению трагедии 1932—1933 годов. Ведь сначала (до середины 50-х годов) продолжалась государственная политика «принудительной амнезии» (и даже Хрущев не осмелился открыть эту страшную завесу, потому что эта тема была опасной для самого коммунистического режима). Потом, после нескольких лет временной «оттепели», опять наступила брежневская идеологическая реакция, и табу на историческую правду, казалось, будет продолжаться вечно. Только 27 декабря 1987 года руководитель ЦК КПУ Владимир Щербицкий впервые публично признал факт голода в Украине в 1933 году, и только 26 января 1990 года ЦК Компартии республики принял известное постановление по этому вопросу. Но и период с 1991 года по 2004 й Александр Удод охарактеризовал как время «вялого игнорирования» этой страшной темы, когда по существу «вынашивалась идея примирения с коммунистическим прошлым» (прибавим, что сказанное относится к государственной власти тех лет, но ведь никак к таким ученым, как незабываемый Джеймс Мейс, Юрий Шаповал, Станислав Кульчицкий, Василий Марочко...).

После принятия 28 ноября 2006 года Верховной Радой Закона «О Голодоморе в Украине 1932—1933 годов» мы наконец можем сказать, отметил Александр Удод, что появилась государственная политика в отношении этой большой трагедии. И поскольку система архивов — это государственная система, перед архивной службой Украины встают исключительно ответственные задачи (особенно, учитывая 75-ю годовщину Голодомора, отмечать которую вместе с украинцами будет европейская и мировая общественность). Ни в коем случае тема Голодомора, по мнению председателя Госкомархивов Украины, не может быть ограничена только 2008 годом — работы будет достаточно на десятки лет наперед. Что же должно быть сделано в первую очередь, с учетом соответствующих положений Указа Президента Украины? Александр Удод, а также начальник управления информации и международного сотрудничества Госкомархивов Украины Юлия Прилепишева, которая выступила с докладом, определили такие самые неотложные задачи. Это взятие на учет архивных документов, которые освещают причины, характер и последствия Голодомора; исследование демографических последствий Голодомора; сбор устных свидетельств о трагедии; изучение сопротивления украинцев тоталитарной сталинской власти; распространение информации о Голодоморе для европейского и мирового сообщества. Среди архивных документов, по мнению руководителей ведомства, особого внимания заслуживают книги регистрации смертей и журналы регистрации детей в детских домах (потому что изъятие детей, подтвержденное документально, по международным конвенциям является бесспорным признаком геноцида!).

И, наконец, поразительные цифры, которые привела в своем докладе пани Юлия Прилепишева. Вот каким на сегодняшний день является документально доказанным (на основании метрических книг) количество жертв Голодомора по областям Украины (конечно, эти метрические книги дают только сравнительно ограниченную картину трагедии!). По Донецкой области — 105 404 человека, по Луганщине — 88 742 жертвы, по Днепропетровщине — 65 101, Сумщине — 55 793, Киевщине — 40 140, Кировоградщине — 40 132. Работа над выявлением жертв только началась, она продолжается; но очень показательно, что значительная часть указанных регионов является электоральной базой той партии, которую возглавляет Виктор Янукович и только два депутата которой (из 186) отдали свой голос за Закон Украины «О Голодоморе 1932—1933 годов» от 28 ноября 2006 года.

Архивисты владеют самым мощным оружием — оружием документов и фактов. И это оружие способно содействовать (может, даже в решающей степени) очищению исторической памяти нации.

Игорь СЮНДЮКОВ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ