Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Два мира, два азарта

8 июля, 2008 - 19:49

Новый американский фильм «Двадцать одно» снят по реальным событиям, описанным в бестселлере выпускника вузов Массачусетса и Гарварда Бена Мезрича. История там такая: шесть одаренных студентов Массачусетского технологического института долгое время обыгрывали казино Лас-Вегаса на сотни тысяч долларов.

Двадцать одно — магическая цифра для игроков в одну из наиболее популярных игр — «блек джек»; именно столько очков, не больше и не меньше, нужно набрать, чтобы выиграть. Герои фильма, настоящие виртуозы в области математики и теории вероятности, вырабатывают не только безупречную систему игры, но и свой язык сигналов, чтобы вовремя сообщать друг другу, за какой стол сесть, когда нужно прекратить игру, когда убегать и так далее. Живут двойной жизнью: по будням — скромные студенты, которые смиренно ходят на семинары, лекции, сдают тесты, а по выходным — светские львы и львицы в неоновых джунглях Лас-Вегаса, живут в шикарных гостиницах, разбрасываются тысячами, пьют самое лучшее шампанское и контролируют собственную судьбу. Возглавляет всю эту банду абсолютный мастодонт — сам некогда азартный игрок, профессор Микки Роза в прекрасном исполнении Кевина Спейси. Этот актер, с его огромным диапазоном психологических перевоплощений, почти идеально умеет играть таких харизматичных негодяев. Спейси является также продюсером картины, но, нужно отдать ему должное, своей властью не злоупотребляет, находится на экране ровно столько, сколько требуется, нет того самолюбования, когда звезда лицедействует в кадре, чтобы только лишний раз показать себя.

Большая часть игры приходится на молодых актеров, прежде всего на Джимми Старджесса (Бен Кемпбелл) и на Кейт Босуорт, сыгравшую Джилл, подружку Джима. В целом они с ролями справились, но все-таки интереснее смотреть на «взрослых»: кроме профессора Розы, это еще его антипод — глава службы охраны казино Коул Уильямс (Лоуренс Фишберн). Фишберну всегда удавались партии убийц, бандитов или правоохранителей; на сей раз он играет что-то среднее между всеми вышеназванными. Сколь груб, жесток, сообразителен и по-своему честен Уильямс-Фишберн, столь же изыскан, образован, умен и двоедушен Роза-Спейси. Стоящие друг друга противники и их противостояние добавляют напряжения в последних эпизодах фильма.

К сожалению, с этим качеством, то есть с напряженным, увлекающим действием, в остальной части картины не складывается. Австралийский режиссер Роберт Лукетич (тоже довольно молодой как для фильммейкера — 35 лет) недобирает ни в динамике событий, ни в правильном использовании актерского состава. Пробелы пытается латать мелодраматизмом — а он в этом сюжете совершенно ни к чему. Поэтому, за исключением тех моментов, когда появляются Спейси или Фишберн, получается непритязательная студенческая байка, а могло бы быть по-голливудски роскошное кино.

И в жизни, и в фильме финал вполне счастливый. Ребята фактически заработали деньги своим умом. А вот интересно, какой была бы развязка в наших условиях? Лично мне — страшно подумать.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ