Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Как рассказать о Голодоморе,

решали на VII Международном конгрессе украинистов
1 июля, 2008 - 20:34

В рамках VII Международного конгресса украинистов, который проходил 25—28 июня в Киеве, состоялось заседание круглого стола «Голодомор как геноцид украинского народа — отображение в литературе, искусстве, репортажах и воспоминаниях».

Основное внимание участников круглого стола было сосредоточено на отображении памяти о Голодоморе. Началось заседание презентацией серии «Украинский голокост 1932—1933 гг. Свидетельства тех, кто выжил» (Т.1-5). С рассказом об идее этого издания и перспективы его продолжения выступили распорядители серии о. Юрий Мицык и Людмила Иванникова. Об этом и других изданиях Киево-Могилянской академии, в которых отображается тема Голодомора, рассказала директор Издательского дома «Киево-Могилянская академия» Вера Соловьева. Историки из Запорожья Александр Маврин и Владимир Мильчев презентовали первые три тома «Устной истории степной Украины/Запорожский край», где в рассказах опрашиваемых большое место занимает история начала 1930-х годов. В заключительном после завершения презентаций книг слове председательствующий на заседании Станислав Кульчицкий сделал акцент на важности всех этих изданий, отметив при этом неуместность использования определения «голокост» как синонима Голодомора.

Логическим продолжением презентации книг стал иллюстрированный экранным сопровождением рассказ о валлийском журналисте Гаррете Джонсе, важную роль которого в публикациях 30-х гг. о голоде в Украине в западной прессе, и в первую очередь — в британской, проанализировал Nigel Colley — его внучатый племянник. Исследователь из Канады Сергей Цыпко рассказал об освещении в 30-х гг. на страницах канадских изданий проблематики Голодомора и отметил трудности осознания канадцами самого факта голода в Украине.

О судьбе своего родного села Райкивщина Яготинского района рассказал исследователь-энтузиаст, бывший главный инженер завода «Большевик» Петр Калита. Его рассказ очень заинтересовал слушателей, к тому же в нем речь шла не только о вдохновенной работе энтузиастов по сохранению памяти о прошлом родного села, но и об увековечении памяти погибших. Показательным стал такой приведенный пример: о событиях в селе Райкивщина сняли фильм американские киносценаристы, тогда как в Украине это пока что осталось вне внимания.

Завершил заседание первой части круглого стола львовский исследователь Ярослав Тарас, который в своем рассказе обратил особое внимание на антицерковную направленность политики большевиков как один из факторов Голодомора. По результатам работы было принято решение, в котором шла речь о необходимости донести до мировой общественности то, что мы знаем о Голодоморе, квалифицировать это преступление как геноцид и добиться от ООН принятия соответствующего решения. В принятой резолюции, в частности, отмечалось: «Участники круглого стола считают, что тема Голодомора должна быть отражена в школьных учебниках, в том числе в учебных пособиях, где специально освещалась бы эта трагедия. Телевидение должно иметь фильмы о Голодоморе и показывать их в прайм-тайм. Тема Голодомора должна стать ведущей в деятельности Украинского института национальной памяти, причем не только в Год памяти, связанный с 75-летием, а постоянно».

В резолюции также шла речь о необходимости освещения истории Голодомора на Кубани и о необходимости создания Музея Голодомора, наподобие Яд Ва Шем в Израиле. Отмечалось, что паллиативные мероприятия (например, виртуальный музей в интернете) не могут помочь делу. Музей такого толка нельзя создать за несколько лет, но такая цель должна быть поставлена.

Вторая часть круглого стола, в которой председательствовала Александра Грицак, была посвящена отображению темы Голодомора в искусстве и литературе. Основными докладчиками были американские исследовательницы Лариса Онишкевич, которая рассказала об особенностях отображения Голодомора в драматургии, и Дарья Даревич, предметом анализа которой стало отображение голода 1932—1933 годов в живописи. Оба доклада касались периода, когда о голоде широко не говорилось, то есть до начала 90 х годов. Соответственно, внимание было обращено, в первую очередь, на представителей диаспоры.

На важный и малоисследованный аспект темы — реакции украинцев Западной Украины в 30-х гг. на Голодомор — обратила внимание в своем докладе львовская исследовательница Мирослава Прихода. На новые словоформы, которые возникли в украинском языке в 30-х гг. в связи с коллективизацией и Голодомором и их обусловленностью историческими событиями, обратила внимание Надежда Сологуб. О перипетиях создания в 80-х годах первого документального фильма о Голодоморе «Жнива розпачу» и связанные с нежеланием его демонстрировать в западных странах трудности рассказал один из авторов этого фильма Юрий Даревич.

Тема о Голодоморе заинтересовала многих участников Конгресса. К сожалению, это мероприятие не получило должного статуса, что стало следствием ряда обстоятельств, среди которых основным можно назвать недостаточное финансирование Конгресса, слабую информированность украинской общественности и даже самих участников Конгресса об этом круглом столе и проведении большинства запланированных мероприятий Конгресса в один день — 26 июня. Подобные замечания довольно часто раздавались и в приватных разговорах участников круглого стола. Надеемся, что при организации следующих Конгрессов украинистов тематика Голодомора будет иметь должное не только научное, но и организационное обеспечение.

Геннадий ЕФИМЕНКО, секретарь секции
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ