XIX Открытый российский кинофестиваль завершился в Сочи под яростные звуки группы Rolling Stones. Премьерному показу картины Мартина Скорсезе «Да будет свет», ставшей официальным фильмом закрытия, предшествовало оглашение вердикта жюри фестиваля во главе с Павлом Чухраем.
Вердикт гораздо больше походил на соломоново решение, чем прошлогодний выбор сочинских судей, отписавших почти все награды одной-единственной картине «Простые вещи». И все же нынешний призовой расклад безупречным не назовешь, пишет gzt.ru. В оправдание жюри можно лишь заметить, что в этом году случился неурожай мужских ролей в яблочко, чего обычно на «Кинотавре» не бывает. Раньше, как правило, проблемой жюри было найти качественную женскую роль. В конкурсе-2008 таких ролей оказалось как минимум две: сыгранная Дарьей Мороз крестьянка Настена в экранизации распутинской повести «Живи и помни» и врастающая в суровую почву русской жизни оперная дива — ее образ воплотила Ксения Раппопорт в метафизической драме Кирилла Серебренникова по сценарию Юрия Арабова «Юрьев день».
Жюри предпочло петербургскую актрису Раппопорт, и достойное это решение стало для избранницы неожиданностью. Она покинула фестиваль накануне закрытия и за несколько часов до церемонии была срочно затребована дирекцией обратно, но самолет задержался, и лично получить приз Раппопорт не успела. В прошлом году ее работа в фильме Джузеппе Торнаторе «Незнакомка» была удостоена итальянской премии David di Donatello, вслед за этим последовало подписание контракта еще на три итальянских фильма. В одном из них, находящемся сейчас в работе, Раппопорт играет женщину, которую главный герой — итальянец предпочитает домохозяйке, сыгранной Моникой Беллуччи.
«Живи и помни» не оставили без главных наград: Александра Прошкина назвали лучшим режиссером. Это решение не назовешь бесспорным, но проигнорировать вслед за Учителем еще одного мэтра из «молодежного» по своему составу конкурса судьи, видимо, не сочли возможным. На этом подарки для «Живи и помни» закончились.
Зато неплохой урожай собрало «Дикое поле» Михаила Калатозишвили: «Белый слон» от киноведов и кинокритиков, приз Алексею Айги за лучшую музыку, а Петру Луцику и Алексею Саморядову — посмертно за лучший сценарий. Лучшим продюсерским проектом, достойным спецдиплома, жюри посчитало «Новую землю» Александра Мельника, отдельно отблагодарив Илью Демина за операторскую работу. Работа качественная, но очевидным претендентом на эту впервые вручавшуюся на «Кинотавре» награду казался все же не Демин, а Олег Лукичев. У него в конкурсе было сразу два фильма, причем разительно непохожих друг на друга по фактурам: заснеженный «Юрьев день» и снятый на Кубе огнедышащий «Океан» Михаила Косырева-Нестерова. Почему-то жюри это художественное обстоятельство не учло, поступив с Лукичевым несправедливо. Возможно, как и в случае с Учителем, имела место интрига, связанная со сложной системой внутренних отношений в российском киномире. Не случайно на фестивале был распространен вздорный слух, будто Лукичев запорол весь отснятый на Кубе материал и несчастный продюсер был вынужден за большие деньги вытягивать «Океан» на компьютере.
Обозревая еще до начала фестиваля конкурсную программу, можно было с уверенностью предсказать, что председатель жюри Павел Чухрай, снявший свой лучший фильм о воре, обречен на особые отношения с фильмом Бакура Бакурадзе «Шультес». Эта картина про карманника-аутиста, для которого воровство — единственно возможный способ контактировать с миром. В итоге лаконичный и внешне бесстрастный фильм Бакурадзе, стразу после показа справедливо вышедший в число основных фестивальных фаворитов, получил главную награду «Кинотавра- 2008». Заканчивается «Шультес» безрадостно, но это обстоятельство, как заметил в заключительной речи один из руководителей «Кинотавра», — Александр Роднянский, не помешает надеяться на радужное будущее кино. Видимо, поэтому и был показан под занавес фильм Мартина Скорсезе «Да будет свет».