Даже от некоторых украинских патриотов я слышал критику в адрес Савика Шустера. Мол, он чей-то агент, потому что постоянно пытается всех поссорить. Недаром кремлевское руководство выгнало его из русского телеэфира.
Думаю, что такие взгляды свидетельствуют о тоталитарном мышлении их владельцев. Легче заткнуть рот оппоненту, чем дискутировать с ним перед большой аудиторией. Но без таких телепоединков развитие современного демократического общества невозможно. Конкурс «Великие украинцы» показал недостаточно высокий уровень развития общества Украины. Мы узнали, что самый великий украинец всех времен — князь Ярослав Мудрый. Сразу прозвучало несколько мыслей, почему так произошло. Ведь ни в одной из 17 стран, где уже состоялись подобные конкурсы, наиболее выдающимся национальным деятелем не избрали человека, который жил тысячу лет тому назад. Во Франции, например, самым великим французом избран генерал де Голль, который в XX веке сыграл роль, подобную роли Жанны д’Арк. Наиболее выдающимся англичанином стал Черчилль. Как видим, в Англии и Франции преимущество также отдают государственным деятелям. Но не ищут их в далеком прошлом. Потому, что и Англия, и Франция — независимые страны. Англичанам и французам не нужно искать выдающегося деятеля в седом прошлом. А украинцы вынуждены погружаться в далекое прошлое, потому что в недалеком прошлом государственные руководители Украины были обычными наместниками Москвы.
Была и такая реплика, что Ярослав Мудрый как будто не украинец. Но откуда тогда взялись современные украинцы? Мы же потомки русов. У нас еще многие путают Русь с Россией.
Украинская нация остро нуждается в мудром государственном лидере. Согласен. Мы ощущаем себя наследниками нашей далекой истории. По- видимому, именно такие люди вместе с теми, кто испытывает ностальгию по сильному государственному деятелю, обеспечили первое место Ярославу Мудрому.
Удивляет, что второе место занял украинский (по месту проживания и работы) медик, русский по национальности, Амосов. Тяжело отрицать правильность замечания Дмитрия Корчинского, что нация, которая выбирает своим наиболее выдающимся деятелем врача, — больна. Хорошо, что Амосов не психиатр, а хирург. Но еще и кибернетик.
«Прописывание» в великие тех людей, которые жили в Украине и пренебрегали украинским языком (тот же Лобановский), является показателем нездоровья нации.
Конечно, нас может радовать, что не страдаем ксенофобией, что мы такие хорошие — зачисляем в украинцы всех, кто живет в Украине, невзирая на то, хотят они этого или нет. Но основным смыслом нашего времени в нашей Родине является становление именно украинской Украины. А, значит, героями являются те, кто боролся и отдал жизнь за независимость украинской Украины, за украинский язык.
Поэтому радует то, что Степан Бандера занял третье место. Следует учесть, что старшее поколение большую часть своей жизни слышало о Бандере только негативную информацию. Да и теперь его старательно поливают грязью.
Но все-таки количество людей, которые понимают значение националистического движения, растет. Это весомое основание для оптимизма.