В этом году Украина впервые массово приобщилась к специфической инициативе и провела 18 мая «Ночь музеев», которую уже на протяжении десяти лет проводят в Европе. Толчком к присоединению Украины к этой интересной акции стало письмо рекомендательного характера от Министерства культуры и туризма Украины — как реакция на письмо Министерства культуры и коммуникации Франции, которое и является инициатором проведения «Ночи музеев» на европейском уровне. Кстати, во Франции участниками акции в этом году стало более ста музеев — и это только в Париже. Конечно, на украинской территории масштабы пока значительно скромнее, но число музеев, приобщившихся к этому мероприятию, уже немалое. Об этом рассказал «Дню» вице-президент Украинского комитета Международного совета музеев Зиновий Мазурик. Особенно активно отозвались на рекомендационное письмо министерства львовские музеи. В частности, литературно-мемориальный музей Ивана Франко отметил это событие живым джазом и чтением поэзии Франко. И, по словам Зиновия Мазурика, которому на протяжении ночи пришлось побывать сразу в нескольких музеях, людей, желавших увидеть, услышать и почувствовать «Ночь музеев», было достаточно.
Сегодня даже Министерство культуры и туризма Украины не спешит делать относительно этой акции выводы, ведь со стороны министерства предварительно скоординированного действа не было, и каждая область, и каждый музей подошел к этому мероприятию по-своему.
Вообще спрос на музеи в Украине заметно растет с каждым годом, а сами музеи постепенно восстанавливаются. Конечно, проблем хватает, ведь содержать музеи должно государство. Поэтому в основном проблемы сосредоточены в финансовой сфере, хотя все чаще появляются неравнодушные к этому делу спонсоры. И несмотря на совсем небольшие зарплаты основным и самым ценным «спонсором» становится и молодежь, приходящая работать в музеи и приносящая с собой кардинально новые подходы к работе и динамику. И очень важно, что чуть ли не каждый музей в Украине сегодня становится не вымученным своим консерватизмом заведением, а живой открытой структурой.
«День» выяснял, как изменился музейный мир Украины в течение последнего времени.
Людмила СТАНИСЛАВСКАЯ, директор Каменец-Подольского исторического музея-заповедника:
— За последние годы устаревший во взглядах музейный мир претерпел изменения и стал целеустремленно выходить на рельсы рыночных законов, становясь органической частью социально-культурной, экономической и политической жизни Украины. Именно поэтому наш музей, как и другие развитые экспозиционные организации, сегодня находится в процессе поиска новых форм деятельности, расширения зоны обслуживания. Нашей целью становится не только то, чтобы посетители оставались довольны, но и приезжали еще со своими друзьями. С 2007 года строится исторический отдел на тему «Подолье и г. Каменец-Подольский в ХХ—ХХI в.», планируется также построить экспозицию «История фортификации Подолья и роль каменецкой крепости в этой системе (Х—ХII в.). Уже реконструирована оборона замка времен самого масштабного турецкого нашествия 1672 г. Сегодня мы воплощаем большое количество новых проектов. В стенах Старой крепости проводятся ночные экскурсии. За основу театрализованного действа взяты исторические события и персонажи XVI—XVII в. В ходе такой экскурсии посетители имеют возможность вместе со «старостой» и его «свитой» ознакомиться с историей крепости, ее вооружением, посоревноваться в стрельбе из лука и арбалета, послушать исторические думы в исполнении бандуристов, потанцевать оригинальные подольские танцы и угоститься украинскими национальными блюдами. В этом году в картинной галерее положено начало мастер-класса по писанкарству, в ходе которого демонстрируется вся технология выполнения малеванок, традиционных писанок и фотодела. Сейчас мы расширяем сферу услуг, занимаясь продажей печатной продукции, устройством действующей экспозиции арбалетов, проведением коммерческих выставок, выставок-распродаж, корпоративных мероприятий, презентаций и рекламных акций. И, нужно отметить, это дает свои результаты, в 2007 году музей посетили 222908 человек, для которых проведено 8755 экскурсий. Кстати, по решению группы экспертов музей включен в перечень 25 участников международного проекта программы Министерства иностранных дел Королевства Нидерландов «МАТРА/Музей Украины». Но мы не считаем, что на этом нужно останавливаться, и потому планируем воплотить в жизнь массу новых проектов. Сегодня работаем над тем, чтобы создать мемориальную комнату создателя современной украинской байки — каменчанина Мыкыты Годованца. Занимаемся созданием исторического отдела в хронологических рамках от 1917 года до сегодняшнего дня, который будет отображать события Украинской национальной революции 1917—1921 гг., коллективизацию, голодоморы, Вторую мировую войну. Помочь может каждый, предоставив документы, вещи (в том числе бытовую мебель), поскольку экспозиция, кроме политического, будет показывать и бытовой и социально-экономический срез. Приоритетной для нас будет оставаться и организация стационарных выставок. Ныне каменчане ежегодно имеют возможность осмотреть 14—16 художественных выставок. Достаточно большое место в этом перечне занимает популярная в Каменец-Подольском фотовыставка газеты «День». Она уже не впервые получила позитивные отзывы. Хочется поблагодарить всех, кто помогал нам в развитии этого нелегкого дела и призвать украинцев ценить свое прошлое, которое поможет нам целостно понять ситуацию сегодняшнего дня, а в дальнейшем и развиться, выходя на новые горизонте мировой политики.
Юлия ЛИТВИНЕЦ, главный хранитель Национального художественного музея Украины, Киев:
— В последнее время интерес к музею возрос. Когда в 2001 году я пришла работать в этот музей, то иногда за день могло прийти от четырех до восьми человек. Никогда не было такого, чтобы стояли очереди. Сейчас очень многое изменилось. Прежде всего, изменилась атмосфера в самом музее, прошло изменение поколений. Потому что музейный работник — это на всю жизнь. Если ты пришел молодым — то отсюда тебя выносят... Это специфика профессии. Сегодня пришли молодые, пришли заинтересованные. Иногда говорят, что молодежь на такие деньги работать не приходит. Приходит. Начали появляться новые идеи, музей стал открытым. В моем понимании музей — это не только научное законсервированное заведение, это социальное заведение. Только он начал становиться открытым, зритель потянулся. Сейчас много людей, очереди. Когда большие выставки, не хватает человеческого ресурса.
Ольга КОПИЛ, директор Житомирского музея космонавтики имени Сергея Королева:
— Посещаемость музеев очень зависит от социального состояния народа. Я хорошо помню то грустное время, когда массово не платились заработные платы. Тогда у нас в залах было пусто, и от этой пустоты становилось жутко. Когда же деньги начали платить, снова появились посетители. Из школ пришли учителя, ученики, возобновились экскурсии. Сейчас у нас посещаемость растет. В советские времена, когда в состав музея входил лишь мемориальный дом, где родился С. Королев, за год к нам приходило в среднем 50 тыс. посетителей — ехали со всех концов бывшего СССР. И после большого спада, о котором я вспоминала, постепенно музей стал восстанавливать свою популярность: в прошлом году у нас с учетом проведенных массовых мероприятий было около 40 тыс. посетителей — не было денег. К юбилейной дате — 100 летию со дня рождения С. Королева,выделили деньги и отремонтировать мемориальный домик. А вот с павильоном «Космос» проблемы нарастают, потому что чем больше он стареет, тем большего ремонта требует. А средств, как всегда, не хватает. Есть у нас и план достройки этого павильона, но предыдущий проект городская власть не утвердила: начальник управления архитектуры и градостроения Валерий Головатенко сказал, что для такого музея нужно что-то шикарнее. Тогда как другого проекта никто не сделал. Кроме того, у нас были намерения пристроить планетарий, дополнительные служебные помещения. Популярности музею могла бы добавить реклама. Но у нас снова не хватает средств, и не всегда доходят руки. И наши проблемы схожи с проблемами других музеев региона, потому что это культура, для которой действует остаточный принцип финансирования. То есть на совсем небольшую зарплату, на оплату энергоносителей, на охрану средства выделяются. И все. А на приобретение экспонатов?.. Что касается ремонта, то дела вроде бы движутся. Например, реконструируется старинный дом магистрата, куда должны перевести областной краеведческий музей. Для улучшения перспектив музеев необходимо, чтобы большой толчок у нас получила туристическая отрасль в целом. Потому что сами музеи не могут сдвинуть это дело, так как нужно перестраивать всю инфраструктуру: гостиницы, пути, сервис, и тому подобное. Хорошо было бы, чтобы эта отрасль развилась как в европейских странах — в Словакии и Чехии, например, туризм дает существенную часть доходов. Когда на автодорогах на подъезде к Житомиру появились указатели, что в городе есть наш или другие музеи, это прибавило посетителей, которые находят нас по этим указателям. Нужно, чтобы эта информация была и на улицах города. Но самим музеям ее установить сложно — это значительные средства. Что касается позитива, то с нами с удовольствием сотрудничают другие организации города и области, потому что пакет мероприятий мы бы не смогли проводить самостоятельно.
Олег БАЗИЛЕВИЧ, научный сотрудник музея «Писанка», г. Коломия:
— «Писанка» никогда не была обделена вниманием, особенно в пасхальный период. Ведь, как вы знаете, это единственный в мире музей писанки, поэтому в день Воскресения Христова мы часто принимаем гостей не только с Украины, но и из-за границы. Говорить о каких-то тенденциях, например, возрасте аудитории или чем-либо подобном, сложно, но однозначно можно сказать, что с тех пор, как рядом открыли «Буковель», туристов в нашем музее явно стало больше. Люди обогащают свое культурное мировоззрение, и очень часто одним из этапов этого процесса становится посещение нашего музея.
Надежда КАПУСТИНА, директор Днепропетровского исторического музея им. Д. Яворницкого:
— Могу сказать, что популярность нашего музея постепенно возрастает. И в этом не последнюю роль играет укрепление материальной базы. За последние годы государство полностью закрыло вопрос оплаты коммунальных услуг, ведь было время, когда в музее зимой не топили. Практически решен вопрос охраны музейных зданий. Выделяются средства на приобретение экспонатов, а также на ремонт и капитальное строительство. Последнее для нас особенно важно, поскольку из пяти музейных зданий два были построены в ХIХ веке, а три — в начале ХХ. Сегодня нам необходимо отремонтировать второй этаж Музея литературного Приднепровья. На стадии проектных работ пока находится реконструкция Дома-музея Е. Блаватской. Идут согласования и подготовка проекта строительства лапидария — отдельного выставочного здания, где будут экспонироваться каменные скульптуры. Разумеется, говорить о полном благополучии пока не приходится. Для того, чтобы не только существовать, но и развиваться, необходимо проявлять изобретательность самим и привлекать спонсоров. Слава Богу, среди них есть люди, не равнодушные к судьбе отечественной культуры. Недавно они, например, помогли поставить новый дверной блок в главном здании музея, они приобретают новые экспонаты, оплачивают транспортные расходы при перевозке выставок. Для нас это особенно важно, поскольку именно обменные выставки привлекают повышенное внимание посетителей. Их мы экспонируем не только в основном здании музея, но и выделили специальную комнату в Доме-музее академика Д. Яворницкого. Так, недавно там размещалась выставка, посвященная художественному творчеству Т. Шевченко, которую привезли из Киева. Теперь выставлены полотна живописцев украинской старины — Репина, Сластиона, Самокиша из харьковских музеев. Посещаемость дома-музея сразу возросла, ведь не каждый сможет поехать в столицу или другой областной центр, чтобы посмотреть там картины или музейные экспонаты. Большое внимание горожан вызвала выставка скифского золота, в том числе знаменитой пекторали. Одним словом, для того, чтобы музеи жили и развивались, необходимо разнообразить формы работы. Например, с 2005 года мы проводим ночные экскурсии по музею под названием «Человек и степь», в ходе которых применяется специальное освещение, демонстрируется бой запорожцев на саблях и так далее. Вообще, хочу отметить, что в последнее время к нам на работу пришло много молодежи. Они проявляют инициативу, и большинство из них творческие люди. Пусть зарплата у нас не столь велика, зато есть возможности для роста в науке. Но и в самом музее работы непочатый край, скажу только, что из-за перемен в нашей жизни необходимо постоянно обновлять музейные экспозиции. Зал, в котором у нас экспонировалась послевоенная история края, пока не работает — в нем должна быть представлена история украинского ракетостроения. Ведь Днепропетровск — это космическая столица Украины, и нам есть что показать. Задержка пока лишь в нехватке финансовых средств. Как только мы решим эту проблему, наш музей обогатится интереснейшей экспозицией, которая наверняка будет привлекать внимание как наших граждан, так и иностранцев.
Елена ГРИНЕВИЧ, заведующая отделом Николаевского краеведческого музея:
— Главная проблема, которая волнует наш коллектив — это отсутствие нормальных условий для работы. В музее 108 тысяч экспонатов и ... всего лишь два зала, где мы можем разместить экспозиции. Нам необходимо новое помещение. Здание, в котором находится музей, для нас не подходит. А ведь каждый год в наш музей приходят сотни тысяч людей, чтобы узнать историю нашего края. Интерес к истории растет, количество посетителей — тоже. А вот выставить все экспонаты для обозрения мы, к сожалению, не можем. Хочу добавить от себя, что и городская, и областная власть неоднократно обещали краеведческому музею найти подходящее помещение. В этом направлении была проведена определенная работа. Но время идет, а музей ютится в двух залах. А ведь интерес к нашей истории у молодого поколения растет... Еще одна проблема — низкая зарплата музейных работников, недостаточное внимание к их нуждам власти в районах и городах области. Спасибо спонсорам и меценатам — они помогают музеям. Но музейные работники вправе надеяться и на более существенную поддержку государства.