Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Пидгорецкий замок рассчитывает на... Восток

Выставка со сложной задачей
17 апреля, 2008 - 19:55
ОСОБЫЙ РАЗДЕЛ — ОРУЖИЕ И БЫТОВЫЕ ВЕЩИ / ЧАСТЬ ЭКСПОЗИЦИИ СОСТАВЛЯЮТ ЖИВОПИСНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКИХ ХУДОЖНИКОВ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ВОСТОКУ

«Восток в творчестве европейских художников» — выставка под таким названием открылась во Львовской картинной галерее. Свои произведения из фондохранилищ и экспозиций представили три ведущих музея Украины: Львовская галерея искусств, Национальный музей во Львове и Львовский исторический музей. Наверное, впервые в городе Льва так полно было представлено искусство Востока — живопись, скульптура, графика, оружие, предметы обихода, отображающие историю мусульманства периода ХVII—ХХ века. Уникальные работы французских, российских, немецких, польских, украинских, голландских художников посвящены Турции, Алжиру, Сирии, Египту, Ирану, Ближнему Востоку...

Восточный мир вызывал заинтересованность Украины с давних пор, Украина же стала местом встречи и соединения двух великих цивилизаций: европейско-христианской и мусульманской. В святые места Палестины и Иерусалима, черпая там духовные силы и твердость в вере христианской, странствовали тысячи паломников. А Украина привлекала восточных негоциантов философов, святых отцов и дипломатов. Сирийский путешественник и писатель Булос аль Халаби, известный как Павел Халебский, сопровождавший своего отца, антиохийского патриарха Макария в его путешествиях по Украине в 1654-м и 1656 годах, оставил нам бесценные свидетельства о тогдашней Украине. В то же время украинский путешественник Василий Григорович-Барский, исследователь архитектуры и писатель, совершил первое путешествие в ХVIII веке по странам Ближнего Востока, где изучал экономику, философию, обычаи разных народов Востока. Дорожные записки с 150 иллюстрациями с натуры, не имеющие аналогов в европейской культуре, вышли в четырех частях книги «Путешествия Василия Григоровича- Барского по святым местам Востока в 1723—1747 годах» в Петербурге.

Однако, как призналась Оксана Козинкевич, директор Дворца искусств и главный инициатор, даже, можно сказать, динамо-машина этого проекта, — два рыцаря вдохновили ее на такой замысел. Это Борис Возницкий, Герой Украины, директор Львовской галереи искусств, прилагающий невероятные усилия для сохранения бесценных экспонатов мира искусства, в частности Востока, и Вацлав Жевуский, стараниями которого многие из этих предметов искусства попали в Украину.

Представленная на выставке миниатюра авторства Ф. Фита представляет портрет рано поседевшего ученого, известного общественности как автор «Рукописи, найденной в Сарагосе», а еще прадед владельца дворца, в котором разместилось отделение Львовской галереи искусств. Именно этот человек своими рассказами о Востоке повлиял на то, что его племянник Вацлав Жевуский, наследник Пидгорецкого замка, с юношеских лет начал грезить о Востоке и изучать его. Вацлав Жевуский, с одной стороны — довольно известная личность, а с другой — окутанная многочисленными легендами. Его звали Винчеславом Ревухой, так называемым эмиром «Золотая борода» (1758— 1831 ?). Путешественник и ориенталист, первоклассный всадник, знаток коней. В 32 года он отправился на Ближний Восток, посетил Сирию, Ливан, Палестину, Ирак. Жил среди бедуинов, участвовал в их праздниках и даже войнах. За отвагу получил титул Тадж-эль- Фахраэль-Нишаан («Венец славы»). Составил карты Мекки, Персии, Аравийского полуострова. Впечатления от путешествий на Восток Вацлав Жевуский изложил в мемуарах, украшенных 400 цветными рисунками, а также нотами бедуинской музыки. Основал в Европе институт ориенталистических исследований. Разводил и завозил в Европу арабских скакунов, след которых прослеживается и сейчас.

В Савране (Подолье) ввел романтический бедуинско-кочевой стиль жизни с дворовыми козаками и торбанистами, чем укрепил так называемую козакофильско-бедуинскую моду среди благородной молодежи. В его дворце в Пидгирцах, уникальном по своей красоте и фортификационными особенностями, залы, в частности столовую и желтую комнату, украшали батальные живописные сцены на потолках, портреты известных личностей в восточных одеяниях, как, например, портрет Бонневоль- паши, ковры и даже палатки. Приезжие гости могли увидеть жанровые сцены с пышно одетыми восточными послами, которые высаживаются с корабля на берег или подходят к дворцам. А коллекция восточного оружия, собранная им в Пидгорецком замке, вообще считалась в свое время чуть ли не лучшей в Европе.

— Замысел организовать выставку восточного искусства возник из естественного желания помочь каждому из нас открыть свой Восток сегодня, — признается Оксана Козинкевич, — помочь развить далее то, что передали нам наши предки. Ведь реалии бытия украинского народа в ХVI—XVIII ст., постоянное противостояние мусульманским соседям породили огромное количество различных фольклорных произведений: дум, исторических песен, лирики. Даже в музыке наших гуцулов-горцев слышишь что-то восточное, древнее. И потому этот тезис — «Восток и Запад вместе», требует намного более широкого подхода.

Пани Оксана является еще и главой Наблюдательного совета Благотворительного фонда «Пидгорецкий замок». Именно этот фонд приобщился к организации выставки вместе с Министерством культуры и туризма Украины, Львовской картинной галереей и Всеукраинской организацией «Украина—Ливия». Кстати, членами наблюдательного совета фонда «Пидгорецкий замок» стали довольно известные в Европе люди. Среди них — Александр Квасьневский (экс-президент Польши), княгиня Сангушко (одна из владелиц замка, живет в Франции), Ежи Гофман (всемирно известный режиссер), Даниель Ольбрыхский (выдающийся польский актер), графиня Манс (меценат, Австрия), Валентина Матвиенко (губернатор Санкт- Петербурга), Богдан Ступка (народный артист Украины) и другие. Все они полны желания отреставрировать Пидгорецкий замок, который сегодня производит довольно печальное впечатление. А в ХVIII веке Пидгирцы входили в десятку самых изысканных резиденций Европы. И вполне заслуженно считались «галицким Версалем». Это один из лучших образцов сочетания импозантного дворца с бастионными укреплениями.

10 лет назад в Украине как будто объявили о начале реставрационных работ, но когда они будут закончены, сказать трудно... А тем временем Всемирный фонд памятников включил замок в маленьком западно-украинском селе Пидгирцы в перечень 100 объектов мирового историко-архитектурного наследия, которые могут быть потеряны уже в 2008 году.

И потому такими сложными путями, демонстрируя то, что сбережено, сплачивая вокруг проблемы известных людей, идут львовяне, пытаясь сохранить свое архитектурное наследие.

Выставка «Восток в творчестве европейских художников» тоже задумана как продолжение серьезной, кропотливой работы — на уровне народной дипломатии объединить известных и довольно влиятельных людей вокруг проблемы сбережения культурного наследия.

Ирина ЕГОРОВА, «День», фото Евгения КРАВСА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ