В этом году исполняется 53 года с момента начала беатификационного процесса Слуги Божьего Андрея Шептицкого. Для кого-то — это большой срок, для кого-то — не очень, особенно с позиции того, что Жанну д’Арк церковь назвала святой через 500 лет после смерти, Томаса Мора — через 400. Однако всем тем, кто хорошо знает одну из наиболее выдающихся фигур Вселенской Церкви XX века, апостола религиозно-церковного объединения Востока Европы митрополита Андрея, конечно, хочется, чтобы процесс беатификации состоялся быстрее, ведь, в частности у галичан, в святости митрополита Андрея не возникает сомнений. И потому немало из них приобщились к акции, которую организовала «Львовская газета» — напиши письмо Папе Римскому. В конечном счете, всем тем, кто направил свое письмо в дипломатическое представительство Ватикана в Киеве (причем независимо от вероисповедания, — люди просто почитают духовность и ум митрополита Андрея, его неутомимый труд, искренность, воспитанность), очень хотелось, чтобы в Ватикане их услышали, чтобы Конгрегация по делам святых увидела, как в Украине почитают великих людей.
У кого-то может возникнуть вполне естественный вопрос, знает ли Папа Бенедикт XVI лично о жизни и деятельности Шептицкого? — Знает. Ведь когда он учился в семинарии, его соседом по комнате был греко-католический священник Пало Когут, который рассказывал семинаристу из Германии об УГКЦ, ее подпольном периоде, о митрополите Андрее. Позже, когда отец Когут, был приглашен на торжества по случаю избрания Бенедикта XVI Папой, то подарил новоизбранному Папе Римскому книгу о Слуге Божьем Андрее.
А два года назад греко-католические епископы были на аудиенции у Святейшего Отца и Папа сообщил им, что поручил Конгрегации по делам святых, в которую входят люди со всего мира, изучала дело митрополита.
Однако, нужно отметить, процесс не так прост. Каждый из девяти человек — членов комиссии высказал свое мнение, по большей части позитивное, кроме двух особ из Польши. Тогда Постулативная комиссия УГКЦ послала дополнительные материалы, в частности, относительно вопроса о «сотрудничестве Митрополита и дивизии СС «Галичина».
Михаил Гринчишин — апостольский экзарх для украинцев Франции, стран Бенилюкса и Швейцарии, авторитет в беатификационном процессе митрополита Андрея Шептицкого рассказывает, как продолжались обсуждения:
«Я передал в Конгрегацию справку о создании дивизии СС «Галичина», о том, что Митрополит не имел никакого отношения к этому. Дивизия возникла не по его инициативе, но впоследствии Митрополит как пастор вынужден был назначить в ней капелланов, чтобы воины имели духовную опеку, и это нормально. Однако в советские времена митрополиту постоянно напоминали, что он был учредителем дивизии.
Дважды добивался прерывания дела беатификации Шептицкого Кардинал Вишинский из Польши. Никто не знает точно, какими были его аргументы, но это была очень уважаемая и влиятельная личность. К счастью, в 1959-м году в Рим прибыл старший сын львовского раввина Курт Левин, который свидетельствовал, что митрополит укрывал его и других евреев от нацистов в годы Второй мировой войны. Курт Левин на собственном примере доказал праведность жизни митрополита. И Папа Иоанн XXIII возобновил процесс беатификации. Но через два года тот самый кардинал Вишинский обратился к Конгрегации и процесс опять завис в воздухе, в период II Ватиканского Собора (1962— 1965) это не ко времени...
Через год в Рим приезжает после заключения кардинал Иосиф Слепой и заявляет, что будет свидетельствовать по делу Андрея Шептицкого. Так процесс возобновили, и он продолжается до сих пор.
Что показательно, Папа Иоанн Павел II был очень благосклонно настроен к УГКЦ. Собственно, его позиция повлияла на польское духовенство, и после визита Иоанна Павла II в Украину, в частности во Львов, оно начало иначе относиться к митрополиту Андрею.
Сегодня важно, чтобы Папа Римский, Конгрегация почувствовали, насколько дорог украинскому народу митрополит, что о нем знают и почитают его как человека святого. Конечно, знак Божий — чудо — должно быть, потому что Господь подтверждает святость и добродетели человека. Однако основное здесь — ощущение народа, который убежден в святости митрополита.»
Нынче инициатива «Львовской газеты» переросла границы Галичины. (Во Львове эту деятельность координируют и возглавляют собкор радио «Свобода» Галина Терещук, вице-ректор Украинского католического университета Мирослав Маринович, завсектором религиеведения ЦДИА Украины Оксана Гайова). А из Украины к ней приобщились известные культурные деятели, в частности, народная артистка Нина Матвиенко, директор института философии им. Г. Сковороды Мирослав Попович, доктор философии Евгений Сверстюк, народный художник Украины Иван Марчук, кинорежиссер Олесь Янчук, многолетний политзаключенный Левко Лукьяненко и многие, многие другие. В своем обращении общественности к Папе Римскому Бенедикту XVI отмечено: « Не было участка ни в религиозной, ни в культурно-просветительской жизни народов Украины, которой митрополит Андрей не уделил бы своего внимания, помня не только о вечной, а также о сегодняшней доброте сограждан. И это высоко оценили его соотечественники. В частности, в 1904 году Иван Франко в своей рецензии к посланию митрополиту Андрею «О квестії соціальній» указывал: «Митрополит Андрiй не промовляє так, як його попередники, звисока, авторитетно, напущеним і ніби маєстатичним тоном, не «возвіщає», а говорить попросту, як рівний до рівних, як чоловік до людей, радить, упоминає, іноді й полає, не лякаючись ужити енергійного слова, де річ того вимагає.»
Кстати, к становлению светской жизни в Галичине Шептицкий чрезвычайно активно приобщился. Именно он учредил, благословил и поддерживал Украинскую народную лечебницу, Украинский национальный музей, Украинские народные и художественно- промышленные школы, детские приюты; Ипотечный банк, страховые общества «Дністер», «Карпатію». Общества «Просвіта», «Сільський господар», молодежно-спортивные общества «Сокіл-батько», «Пласт», «Украинська молодь христові» и немало других.
В 1917 году, вернувшись из русской тюрьмы митрополит Андрей напишет: «... Вірте мені, що не пів третя року заточення і тюрьми, але ціле своє життя просидів би радо у тюрмі, щоби тільки побачити свій нарід свобідним, вільним. Границі не разірвуть душі нашого доброго українського народу і нашого національного єднання. Ся єдність наша є найкращою запорукою величної будучности, на яку сміло можемо глядіти вперед і до якої всі українці підемо разом у культурній нашій праці. Організуймося на всіх полях. Скоординуємо наші народні силі. До праці вперед, а наше національне життя запевнене, і Бог нам поблагословить». И это его посвящение народу будет вдохновлять не одно поколение на верность служению Украине. Поэтому можем с верой в сердце и уверенностью в правде сказанного написать каждый свое письмо Папе Римскому — в прославление митрополита Андрея.