Сенатор Барак Обама одержал очередную победу на промежуточных президентских выборах — «праймериз», состоявшихся у демократов в штате Миссисипи. Тем самым афроамериканец увеличил отрыв от главного соперника — сенатора-демократа и бывшей первой леди США Хиллари Клинтон. До победы в этом штате, кстати, 30-м по счету, отрыв от Клинтон по числу поддерживающих его делегатов общенационального партийного съезда, по данным избирательного штаба Обамы, превышал 150 голосов. После победы в Миссисипи, где у демократов «разыгрывались» 33 голоса делегатов, этот разрыв увеличится еще больше. За Обаму проголосовал 61% избирателей штата, тем временем как Клинтон поддержали 37% голосовавших.
«У нас была потрясающая неделя: мы выиграли в Вайоминге, мы победили в Миссисипи». Так прокомментировал собственную победу Обама. В своем обращении сенатор сказал, что штат Миссисипи присоединился «к миллионам американцев со всех уголков страны, которые решили перевернуть страницу потерпевших поражение политиков прошлого и поддержать наше стремление к переменам».
Менеджер кампании Клинтон уже поздравила Обаму с победой, однако от самой Хиллари пока никаких комментариев не последовало. По сообщениям американских СМИ, преимущество над Хиллари Клинтон сенатору обеспечила поддержка афроамериканских избирателей. Как передает агентство «Ассошиэйтед пресс», за Обаму проголосовало 90% афроамериканцев штата, в то время как Клинтон поддержали две трети белых избирателей. Телеканал Fox News передал, что за Клинтон проголосовало 69% белых избирателей мужского пола и 74% белых женщин.
Праймериз в Миссисипи прошли вскоре после нашумевших комментариев поддерживающей кампанию Клинтон Джеральдин Ферраро. В интервью американской газете Daily Breeze Ферраро указала на связь успехов Обамы с его цветом кожи. «Если бы он был белым, ситуация для него складывалась бы совсем иначе. Если бы он был женщиной (с любым цветом кожи), все было бы тоже по-другому. Ему просто очень повезло быть тем, кто он есть. И страна попалась на эту удочку», — сказала Ферраро. Обама, который недавно отказался от предложения Хиллари Клинтон стать вице- президентом в ее команде, назвал комментарии Ферраро «абсурдными».
Клинтон отметила, что не согласна с Ферраро, и выразила сожаление, что сторонники любого из кандидатов могут позволить себе высказывать столь личные взгляды. Сама же Ферраро, которую после интервью упрекали в расизме, подлила масла в огонь новыми заявлениями.
«Стоит только... призвать к тому, чтобы взглянуть на вещи реально, как тебя тут же упрекнут в расизме», — сказал Ферраро в новом интервью. «Но расизм — это палка о двух концах. Я, правда, думаю, что на меня нападают потому, что я белая. И что с того?» — добавила Ферраро.
Обама и Клинтон отправились в штат Пенсильвания, где голосование пройдет 22 апреля. Оба кандидата придают итогам первичных выборов в Пенсильвании большое значение. Это объясняется тем, что этот штат отправит на съезд Демократической партии 158 делегатов.
Тем временем, сенатор Джон МакКейн, который фактически уже стал кандидатом в президенты от Республиканской партии, продолжает поездку по стране для сбора средств на свою избирательную кампанию. На данный момент он располагает меньшими суммами для президентской гонки, чем любой из его возможных соперников-демократов. МакКейн опроверг слухи о проблемах со здоровьем, циркулировавшие после того, как в 2000 году у него был обнаружен рак кожи. Он прошел медицинское обследование и заявил журналистам, что не болен раком.
КОММЕНТАРИЙ
Евгений КАМИНСКИЙ, заведующий отделом Института мировой экономики и международных отношений, Киев:
— Прогноз по поводу победителя на номинацию в кандидаты от Демократической партии на президентские выборы элементарный. Все будут решать так называемые суперделегаты: губернаторы от демократической партии, сенаторы и члены Палаты представителей. Я не думаю, что на праймериз определится победитель. Или другими словами — среди демократов не будет победителя до августа. Это для меня абсолютно понятно. Оба претендента: Барак Обама и Хилари Клинтон будут стоять до конца. А решение будет зависеть от суперделегатов. Но есть другое обстоятельство. Вряд ли от такого противостояния демократы выиграют. Ведь любое противостояние позволяет другой стороне — республиканцам — набрать какие-то баллы за этот период. Демократам нужно быть очень осторожными с этой борьбой. Поскольку неожиданно для всех может случится так, что в ноябре победит не Обама, который сейчас по всем опросам является лидером, а Джон МакКейн, воспользовавшись ситуацией, складывающейся в рядах демократов.
Понятно, что Обама никогда не согласится на предложение Клинтон стать вице-президентом. Это абсолютно исключено, ведь сейчас он лидер. Со стороны Клинтон это совершенно непонятный шаг — без всяких переговоров просто предложить лидеру стать вторым. Здесь было что-то необдуманно, или это очередной предвыборный трюк.
Вряд ли со стороны Обамы возможен подобный шаг, в частности, предложение Хилари Клинтон стать вице-президентом. Насколько я помню, в истории США ничего подобного не было. Я думаю, что и на этот раз не будет. В этом плане существует какое-то внутреннее унижение для человека, идущего на такой шаг. Не может человек чувствовать себя сильным после того, как примет такое предложение.
Что касается позиции суперделегатов, то здесь гадать не приходится, поскольку здесь мне все более-менее понятно. На мой взгляд, они будут голосовать по состоянию на август месяц, учитывая то, что будут давать опросы в противостоянии Обама — МакКейн и Клинтон — МакКейн. Подход будет абсолютно прагматичным и будет обуславливаться только этим обстоятельством.
Чтобы стал известным кандидат от Демократической партии до завершения праймериз, нужен перевес в 200 голосов с «хорошим хвостом». Мне кажется, что ни одному из кандидатов не удастся получить такого преимущества.
На мой взгляд, не следует ждать каких-то явных и существенных изменений вследствие прихода той или иной личности. Каких-то существенных изменений не произойдет. Я думаю, что ни один из этих двух кандидатов не будет революционным. Оба они будут действовать в рамках традиции демократической партии. В основу будут положены вопросы образования, здоровья, экономики, борьбы с бюджетным дефицитом, с деформациями, которые имеют место во внешней торговле. В позициях обоих кандидатов-демократов на первом месте будет национальный интерес обычной страны. С другой стороны, Обама менее опытный. Хотя нам трудно сказать, что опытной является Хилари Клинтон. Она тоже не была губернатором. Как и Обама, Клинтон никогда не была на должностях, близких к правительственным. В этом смысле у них обоих будут почти одинаковые проблемы. Отсутствие серьезного опыта будет отражаться на деятельности одного и второго кандидата.
Внешняя политика этих кандидатов будет, безусловно, направлена на то, чтобы найти хоть какую-то возможность вывести войска из Ирака и прекратить те войны или не допустить возможных войн, прогнозируемых традиционными республиканцами, если президентом станет МакКейн, которого называют палеонеоконсерватором. Это острое название, которое о многом говорит.
Что касается отношений США с Украиной, то сейчас ни один из участников гонки у демократов, кроме Обамы, об Украине практически не говорит. Но Клинтон значительно более жесткая в своих высказываниях по поводу России. Если мы и почувствуем какие-то последствия, то это будет сквозь призму наших отношений с Россией и отношений России с Соединенными Штатами Америки. Да, Обама более спокойный и уравновешенный. Очевидно, он искал бы какой-нибудь компромисс и мог бы предложить через свою администрацию, через новый государственный департамент какой-нибудь компромисс в наших отношениях с Россией. Но я не вижу непосредственного и повышенного интереса демократов к Украине, который есть у республиканцев — у МакКейна.