Как известно, в связи с появлением концепции «мифотворчества» Шевченко ее творцы подвергли сомнению историософские взгляды поэта, безосновательно, на наш взгляд, отрицают саму идею историзма Великого Кобзаря. Причина понятна: эта «модерная» идея, естественно, не вкладывается в рамки поэтического воссоздания реальных исторических событий, общественной проблематики, отрицает проявление у поэта феноменальной исторической памяти, его исторической мудрости, которую авторитетно утверждает немало интеллектуалов — знатоков в области шевченковедения, в том числе и украинский гений Иван Франко.
Этот очень важный аспект шевченковедения заслуживает того, чтобы обратиться к нему на страницах «Дня», особенно накануне Шевченковского дня 9 марта.
ФЕНОМЕН ИСТОРИЗМА ШЕВЧЕНКО
Среди множества художественных произведений поэта выделяется значительная группа эпических произведений, в которых с большой силой высокопоэтического изображения показано героическое и глубоко драматическое прошлое Украины. Причем можно с уверенностью утверждать, что поэмы Шевченко по исторической, историко- революционной и социально-политической проблематике — это вершинное достижение творчества поэта. Они обогатили высокими эпическими образцами не только украинскую, но и мировую литературу, а выраженные в них исторические взгляды и историческое сознание поэта значительно повлияли на развитие украинской историографии и содействовали росту национально-освободительной борьбы всех славянских народов.
Исторической проблематикой литературного и художественного наследия Тараса Шевченко давно заинтересовались исследователи-шевченковеды. Например, выдающийся украинский историк ХIХ в. Владимир Антонович в докладе «О воссоздании исторических событий в поэзии Шевченко», произнесенной 1 марта 1881 г. на заседании исторического Общества Нестора-летописца, отмечал, что «поэт воспроизводит живой и цельный образ эпохи, оживляет и выводит перед глазами читателя отдельные лица, целые поколения».
Еще четче и откровеннее по этому поводу выразился Иван Франко, подчеркнув, что в своих исторических поэмах Шевченко заложил «основы исторической мудрости, которая у него намного глубже и свободнее, чем у современных ему украинских историков».
Обратим внимание на то, что для многих украинцев отечественная историческая память предстает в первую очередь из произведений Т. Шевченко. Исторические рассказы о славном прошлом Украины, о героических страницах казацких времен, о вековой борьбе украинского народа против иностранных поработителей, характеристики, которые даются выдающимся личностям прошлых эпох, — обо всем этом говорится не академическим языком, а воспроизводится при помощи образного поэтического слова гениального автора. Художественная же форма сложнейших событий воспринимается с заинтересованностью, легко запоминается, откладывается в памяти человека. Вот пример:
Було колись — в Україні
Ревіли гармати;
Було колись — запорожці
Вміли панувати.
Панували, добували
І славу, і волю...
Каждая из приведенных здесь строк, как и во многих других произведениях Шевченко, дышит украинской историей! Сложной, исполненной героических и драматических страниц...
Показательно, хотя это может показаться кое-кому странным, что фактически вся украинская история дошевченковского периода в той или иной мере нашла свое отражение в его эпических произведениях и многих стихотворениях; почти каждый этап нашего прошлого, каждая историческая дошевченковская эпоха присутствуют на страницах его «Кобзаря». Создается впечатление, что все, что говорилось об историческом прошлом нашего народа после Шевченко, — это только детализация, углубление, распространение в исторической или художественной литературе того, о чем сказано уже Шевченко. Вот и получается: гениальный Кобзарь фактически стоял в начале не только нашей модерной украинской литературы и был творцом украинского литературного языка, но и, вопреки утверждениям отдельных исследователей об якобы мифичности шевченковского наследия, он в значительной степени положил начало новой историографии Украины. Естественно, необычной историографии — в художественной форме. Но сущность реальной проблемы от этого не меняется!..
Вот, скажем, Шевченковский образ трех значительных фигур, деятельность которых находилась в прямой взаимосвязи с тяжелой исторической судьбой Украины, — Богдана Хмельницкого, Петра I и Екатерины II. Свое отношение к этим трем историческим индивидам, к их роли в сложной, иногда драматической истории украинского народа поэт передал в знаменитой мистерии «Великий льох» в разговоре- исповеди между собой трех душ-птичек. По философской глубине это чрезвычайное шевченковское произведение заслуженно пользуется особым вниманием всех исследователей. В признаниях-исповедях невинных душ гениальный поэт выразил свое понимание целых эпох прошлого бытия Украины. В них — изменчивая и очень сложная историческая судьба великой европейской нации, которая выпала ей во второй половине ХVII и на протяжении всего ХVIII веков...
Характерно, что шевченковеды отмечают глубокое знание поэтом не только отечественной истории, но и истории мировой. И действительно, в его произведениях фигурирует очень широкий круг исторических лиц, событий, фактов различных эпох и народов. Сам перечень имен исторических личностей, с которыми встречаемся в шевченковских произведениях, не может не вызывать удивления. Это библейские цари Иудеи Давид и Ирод, известные своей жестокостью римские императоры Нерон и «кесарь-палач» Декий, последний ассирийский царь Сарданапал и среднеазиатский полководец Тамерлан, половецкий хан Кобяк и татарский завоеватель Ногай. На страницах его произведений вспоминаются два средневековых Сигизмунда — император Священной Римской империи и польский король, последний из династии Ягеллонов; добрым словом вспоминается античный философ Сократ («грек добрий»). Этот перечень можно продолжить...
Но чаще всего, конечно, на страницах шевченковских поэм и стихотворений встречаемся с именами российских деятелей различных образцов — от царей до непосредственных угнетателей нашего народа, наподобие «сатрапів- ундірів» Дмитрия Бибикова и Николая Долгорукова. В притче «Бували вiйни й військовії свари...» приводятся имена исторических фигур из древних украинских старшинских родов:
Бували войни й військовії свари:
Галагани, і Киселі, і Кочубеї-Нагаї;
Було добра того чимало...
Поэт добивается исторической достоверности изображаемых событий благодаря использованию характерных стилистических средств, наименований реалий глубокого прошлого, колористических терминов, которые свидетельствуют об энциклопедизме его исторических знаний, которые репрезентируют не только национальную, но и элементы римской, греческой, иудейской истории.
Шевченко чувствовал свое назначение: рассказать украинскому народу сложную и героическую историю его земли. Поэтому его творчество тематически связано прежде всего с историей Украины — как древних времен, так и славных времен казачества, гетманщины, гайдаматчины, многовековой борьбы украинцев против иностранных поработителей. Эту многогранную тематику охватывают поэмы «Іван Підкова», «Тарасова ніч», «Гайдамаки», «Іржавець», драма «Микита Гайдай», немало стихотворений. Главные герои этих произведений — легендарный вождь запорожских казаков и молдавский господарь Иван Пидкова, руководители казацко-крестьянских восстаний Тарас Трясило, Северин Наливайко, Яков Остряница, гайдамацкие вожаки Максим Зализняк и Иван Гонта... Все они — «святі месники», потому что восстают против антинародной власти и социальной несправедливости, защищают бедных и притесняемых.
В своих последних поэмах «Неофіти» и «Марія» поэт органически синтезирует глубокую историю и современность, разоблачение и героику, обыденность и высокую философичность.
Многим историческим событиям посвящены также известные произведения Шевченко как выдающегося живописца, художника и академика-графика. В основе таких картин, как «Смерть Олега, князя деревлянского», «Смерть Богдана Хмельницкого» лежали конкретные исторические факты; в картине «Дары в Чигирине 1649 года», написанной в 1837 году, молодой художник образно отразил выдающееся событие, связанное со славными победами украинского народа под предводительством Богдана Хмельницкого в ходе Освободительной войны 1648—1654 гг. и возрождением украинской государственности: в гетманскую столицу Чигирин прибыли послы России, Польши, Турции...
Важно отметить: в своих произведениях исторической тематики Т. Шевченко, как и другие художники, не стремился к скрупулезному следованию реальных событий прошлого. Наоборот, он часто сознательно переставлял исторические факты, додумывал романтические сюжеты, вплетал в свои произведения легендарно-воображаемые моменты и тому подобное. И это закономерно: поэтические произведения — не исторические исследования, отступления от «правды» в них вполне оправданы; историческое событие или личность использовались поэтом прежде всего для художественных историософских обобщений, служили ему символом для выражения определенных творческих идей.
Вместе с тем следует отметить: наиболее убедительным доказательством глубоких научных знаний, гениального проникновения в суть исторических событий, самостоятельного аналитического взгляда Шевченко на историю Украины является то, что его историософское видение фактически легло в основу украинской государственнической историографии, национально-государственнической идеи, которые и до сих пор являются определяющими в нашей исторической науке и разрабатываются современными учеными. Не являются преувеличением и выводы тех исследователей, которые считают, что несмотря на применение аллегорически-поэтического, символического метода отражения прошлого нашей страны, великий Кобзарь в своих исторических произведениях был на более высоком уровне, чем самые известные современные ему профессиональные историки. Поэтому П. Кулиш имел определенные основания в надгробном слове не только отметить выдающуюся роль Шевченко в украинской культуре как гениального поэта, зачинателя современной художественной литературы, но и назвать его «нашим первым историком».
«ВИЛІТАЛИ ЗАПОРОЖЦІ НА ЛАН ЖИТО ЖАТИ...»
Очень большую роль в творчестве Шевченко играют те героические страницы нашего прошлого, которые связаны с украинским казачеством. Запорожская Сечь и казацкое рыцарство — это феноменальное явление украинской истории, целая эпоха в жизни нашего народа, его легендарное прошлое, синоним свободы и национального достоинства, героизма и патриотизма. Казацкое прошлое Украины интересовало Шевченко с молодых лет, его идеализация чувствуется в самых первых поэтических произведениях Кобзаря, поэмах и исторических песнях, в которых он с романтической увлеченностью, в многокрасочных образах воспроизводит сюжеты из времен буйной казацкой жизни, смелых военных походов запорожских рыцарей.
В произведениях казацкой романтики Шевченко много внимания уделяет мужественным и отважным национальным лидерам — легендарным историческим фигурам, персонажам, созданным авторским воображением (как в поэме «Гамалія»), которые стоят во главе казачества. Так, познакомившись со славными делами выдающегося казацкого деятеля, судьи и атамана Черноморского, а впоследствии Кубанского казачьего войска, командующего казацкой военной флотилии на Черном море во время русско-турецкой войны 1787—1791 гг. Антона Головатого (о нем Григорий Квитка-Основьяненко в 1839 г. напечатал очерк в журнале «Отечественные записки»), поэт с восторгом писал:
Наш завзятий Головатий
Не вмре, не загине:
От де, люде, наша слава,
Слава України!
Була колись Гетьманщина,
Та вже не вернеться.
Було колись — панували,
Та більше не будем!
Тії слави козацької Повік не забудем!
С большой любовью поэт описывает прославленного гетмана Войска Запорожского Петра Сагайдачного — одного из самых выдающихся полководцев и флотоводцев средневековой Европы. Под его руководством казаки провели десятки блестящих победных походов на знаменитых лодках-чайках, брали штурмом крепости Варны, Кафы, Трапезунда, Синопа и саму столицу Османской империи город Стамбул, разрушали и жгли вражеские порты, наказывая турецких и татарских агрессоров за нанесенные украинскому народу страдания, не раз и не два шли на абордаж в морском бою с турецким галерным флотом, одерживая блестящие победы.
Многоцветна мозаика поэмы «Гамалія»: в воображении поэта встают и Хортица с Большим Лугом, и мужественный казацкий разговор с Босфором, который «клекотить неначе скажений» от казацких лодок-чаек, и «реве синє море», неся «гостей до султану», чтобы освободить братьев-невольников из турецкого плена. Кстати, здесь находим неожиданное описание разгневанного и разыгравшегося Босфора:
Босфор аж затрясся,
бо зроду не чув Козацького плачу;
застогнав широкий,
І шкурою, сірий бугай, стрепенув,
Присмотримся к этим динамичным, переменчивым сюжетам богатого романтического видения поэта, и очарованно остановимся на словах: «Вилітали запорожці /На лан жито жати; / Жито жали, в копни клали...». О каких жатвах говорится, почти невозможно различить: то ли украинские ребята жнут серебряную рожь на украинском поле; то ли запорожское рыцарство штурмует вражеские тюрьмы, освобождая своих братьев из неволи?
Представляя казачество, которое прославилось своей героической борьбой против чужеземных поработителей и крепостников, Шевченко в своих эпических произведениях оживляет реальные исторические события и их действующие лица, воспроизводит битвы времен крестьянско-казацких восстаний, возглавляемых Северином Наливайко, Тарасом Федоровичем (Трясило), Павлом Бутом (Павлюком), рассказывает о разгроме польско-шляхетских армий войсками Богдана Хмельницкого под Желтыми Водами и под Корсунем, на берегах волынской реки Пилява и в районе Каменец-Подольского в грозные времена Освободительной войны 1648—1654 годов.
Героика украинского казацкого прошлого была созвучна настроениям Шевченко, которые все время возвращали его к извечным источникам христианской духовности. Убедительным примером этого является поэма «Іржавець», одно из лучших произведений поэта, написанного им во время ссылки в Орскую крепость во второй половине 1847 года. Главное содержание поэмы — исторические события, которые происходили в Украине после трагической Полтавской битвы 1709 года, в связи с судьбой Иржавецкой иконы Богоматери из казацкой Церкви св. Покровы на Сечи. Образ иконы в данном случае символизирует судьбу самой Украины. По рассказам, икона имела чудодейственную силу и считалась защитницей запорожских казаков; перед походами на врагов Украины, запорожцы, которые, как известно, были глубоко верующими людьми, обращались к ней с молитвой.
Поэта глубоко волновала и возмущала репрессивная политика по отношению к украинскому казачеству, которую проводил русский царизм во времена Петра I. В многочисленных войнах, которые Россия вела тогда на юге и в Прибалтике, украинские казацкие войска постоянно использовались как пушечное мясо — их бросали в самые тяжелые и безысходные битвы.
Но самым позорным издевательством над украинскими казацкими полками было то, что царь принудительно забирал их для строительства новой столицы России — Санкт-Петербурга, где десятки тысяч украинцев усеяли своими костями прибалтийские болота. В своих знаменитых поэмах «Сон», «Іржавець» и многих стихотворениях Шевченко, описывая картины петровского геноцида украинского народа, использует гневные слова: «воєводи, Петрові собаки, рвали, гризли... и погнали на болото город будувати».
Осуждая издевательство Петра над украинскими казаками, Шевченко называет его «лютим катом України». В поэме «Сон» гетман-патриот Полуботок проклинает неистового царя: О боже наш милосердний. О царю поганий, Царю проклятий, лукавий, Аспиде неситий! Що ти зробив з козаками? Болота засипав Благородними костями; Поставив столицю На їх трупах катованих.
Славная казацкая эпоха завершилась драматически. После разрушения по приказу Екатерины II в 1775 году Запорожской Сечи ее земли, политые кровью и потом сотен тысяч украинского сечевого казачества, российское правительство щедрой рукой раздало помещикам, русским генералам и немецким колонистам и другим иностранцам. А для украинского крестьянства и казацкой бедноты было введено крепостничество. Как отмечает поэт, царица «Степи запорозькі / Німоті ділила,/ Та бахурям і байстрюкам / Люд закріпостила».
«СИНИ МОЇ, ГАЙДАМАКИ!»
В шевченковедческих исследовательских трудах часто подчеркивается, что у великого Кобзаря был гениальный дар интуитивно прозревать сквозь завесы, силой времени напластованные на события прошлого, их сущность, историческое содержание и значение для народной судьбы. Все это абсолютно верно. Но интуиция поэта могла быть такой поразительной только благодаря энциклопедизму его исторических знаний, знаний источников, литературы, богатого фольклором украинского народа. В этом отношении особый интерес вызывает цикл шевченковских исторических произведений, в которых описываются многочисленные битвы украинского народа против своих извечных угнетателей — прожорливого польско-шляхетского панства, польского еврейства, католической церкви. В поэмах «Холодний яр», «Тарасова ніч», «Буває, в неволі іноді згадаю...», многих стихотворениях кипят человеческие страсти: крестьянско-казацкие повстанцы, борцы за «святу волю», вершат страшную кровавую месть-расправу над своими заклятыми врагами, поэт воспевает «ту Україну, / Де ходили гайдамаки / З святими ножами».
Дух украинской свободы доминирует в произведениях, когда речь идет о героях, которые мстили за жестокие обиды, которые терпели украинские семьи и от крепостников-ляхов, и от «жидів поганих», и от «хищной степной птицы» — диких крымскотатарских орд, которые рвали живое тело Украины, грабили и разрушали жизнь ее народа, забирали в рабство молодежь.
Наиболее выдающимся историческим произведением этого цикла является, естественно, поэма «Гайдамаки», которая вышла в свет отдельной книжкой в Петербурге, когда его автору было всего 27 лет. Остро драматической, даже трагической жизнью живут в поэме реальные исторические фигуры, гайдамацкие вожди Максим Зализняк и Иван Гонта, и рядом с ними — Ярема Галайда («вполовину видуманий») и его любимая Оксана, и «вільшанський титор правдивий» — любимые «діти» поэта, его «сини». Романтизируя эти драматические события и их действующие лица, Шевченко поэтизирует их и посылает в Украину как поборников «святої волі»:
Сини мої, гайдамаки!
Світ широкий, воля,
— Ідіть, сини, погуляйте,
Пошукайте долі...
В лирическом вступлении-интродукции речь идет о причинах восстания — поэт вполне справедливо видит их в произволе польских конфедератов, которые жестоко обращались с украинским населением, пытались ополячить и окатоличить Украину, вызвав тем самым народные восстания, которые сопровождались массовыми убийствами католиков и евреев.
Розбрелись конфедерати
По Польщі, Волині,
По Литві, по Молдаванах
І по Україні:
Розбрелися та й забули
Волю рятувати,
Полигалися з жидами
Та й ну руйнувати.
Руйнували, мордували,
Церквами топили...
А тим часом гайдамаки
Ножі освятили.
«ЩОБ СЛОВО ПЛАМЕНЕМВЗЯЛОСЬ»
Переосмысливая историческое прошлое Украины, романтизируя казацкие вольные времена и мысленно обращаясь к людям и Богу, Шевченко с болью и грустью осознает порабощение родной земли и проникается верой в ее будущую свободу, возвращение былой свободы и достоинства украинскому народу: «Колись Бог нам верне волю, Розіб’є неволю» («Псалми Давидові»).
Поэмы «Сон», «Кавказ», «Великий льох», «І мертвим, і живим...», стихотворение «Заповіт» и другие страстные его стихотворения — это настоящие революционные произведения, которые выходили за пределы локального патриотизма и воспевания героического прошлого. Они будили национальные чувства украинского народа, давали ему надежду на будущее, призывали к национальному и социальному освобождению, завоеванию собственной государственности.
Социально-политическая поэзия Шевченко стала важнейшим фактором в развитии украинской национальной идеи, она заложила основы превращения украинского этноса в политически сознательную нацию. Все позднейшее украинское национальное движение в той или иной степени выводилось из взглядов гениального поэта.
В начале 1846 года Тарас Шевченко присоединился к Кирилло-Мефодиевскому братству (обществу), первой политической организации, которая действовала в Киеве в 1845—1847 годах и, согласно программным документам, предусматривала борьбу против самодержавия и крепостного права, пропагандировала идею политической автономии Украины в составе федерации независимых славянских республик с центром в Киеве.
Центральной фигурой организации считается Н. Костомаров. Он был автором программного документа кирилло- мефодиевцев — «Книги буття українського народу» (другое название — «Закон Божий») — оригинального произведения украинской политической мысли, в котором содержалось видение развития славянской проблемы: украинский народ, наиболее угнетенный и униженный, а вместе с тем — и самый вольнолюбивый и демократичный, избавит русских от их деспотизма, а поляков — от аристократизма.
Значительное влияние на выработку программы Братства с его высокими гуманистическими идеалами, лично на автора этого документа имел Шевченко. Рассказывая впоследствии о своем восторге от бесед с поэтом, Костомаров писал: «Я с ним виделся часто, увлекался его произведениями, из которых многие, еще не изданные, он давал мне в рукописях. Нередко мы просиживали с ним долгие вечера до глубокой ночи...».
Весной 1847 года Кирилло-Мефодиевское братство было разгромлено. У шефа жандармов графа А. Ф. Орлова сначала создалось впечатление, что деятельность братства не представляла серьезной политической угрозы для империи. В письме к царю он писал: «Украйно-славянское Общество св. Кирилла и Мефодия было не более как ученый бред молодых людей». Однако после ареста Шевченко, у которого была найдена рукописная книга «Три літа» с поэмами и стихотворениями национально-политической, антицаристской тематики, отношение власти к деятельности кирилло-мефодиевцев, прежде всего к самому Шевченко, резко изменилось. В поэмах «Сон», «Кавказ», «Посланіє...» поэт разоблачал самодержавие и крепостничество как реакционную систему во всех аспектах — государственном, политическом, социальном, национальном, морально-этическом. В этих произведениях, хотя и сохраняются, как и в ранних стихотворениях, значительные элементы романтизма, однако Шевченко выступает уже как зрелый и последовательный революционный демократ, поэт-реалист.
Гениальный поэт положил начало новому поэтическому жанру. «Первый Шевченко.., — писал по этому поводу И. Франко, — в своих поэмах «Сон» и «Кавказ» показал в России образцы политической поэзии, показал также для всех будущих поэтов политическую дорогу, которой следует ступать на этом поле, и основу, с которой надо жить».
Это хорошо понимала и царская власть, которая принимала решительной меры в борьбе против украинофилов, против их настроений, потому что, как указывалось в следственных документах, «мысли последних (украинофилов. — С.Ц. ) о восстановлении народности их родины могут повести малороссиян, а за ними и другие подвластные народы России к желанию существовать самобытно». Эта мысль особенно выразительно сформулирована в оценке деяний Шевченко, данной Третьим жандармским отделением. Там, в частности, сказано: «...Шевченко приобрел среди друзей своих славу значительного малороссийского писателя, а поэтому стихотворения его вдвойне вредны и опасны. С любимыми стихотворениями в Малороссии могли посеяться и впоследствии укорениться мысли о мнимом блаженстве времен гетманщины, о счастье возвратить эти времена и о возможности Украине существовать в виде отдельного государства». Поэтому-то Тарас Григорьевич трактовался следственными органами как опаснейший политический преступник.
Поединок за волю и справедливость между Словом украинского Гения и власть имущими — прошлого и современной ему имперской поры — продолжался до конца жизни Тараса. Преследование имперских властей надломили могучие крылья поэта, укоротили жизнь. Но несокрушимый, воистину шевченковский дух не дано было побороть. Даже познав немилосердные муки неволи, порабощенный, Гений оставался непобежденным.
После десятилетней ссылки великий Кобзарь, который, по словам одного из его современников, «не сдал ни одной позиции и вернулся с огромным авторитетом борца», почувствовал в душе высшее вдохновение Творца. В поэме «Неофіти» — первом же произведении, написанном на свободе в Нижнем Новгороде, поэт обращается со страстными словами к Божьей матери:
Святая праведная мати
Святого сина на землі
. . . . . . . . . .
...Молю, ридаючи, пошли,
Подай душі убогій силу,
Щоб огненно заговорила,
Щоб слово пламенем взялось,
Щоб людям серце розтопило.
І на Украйні понеслось...