«Божественная комедия» И. Штока в переводе режиссера спектакля Ю. Сикала еще раз напомнила всем библейскую историю создания мира и грехопадения Адама и Евы. Изменилось время — изменился способ ее изложения. В пьесе, этой доброй пародии с элементами гротеска, с юмором интерпретированы некоторые сакральные аспекты, смещены акценты.
Режиссер, пытаясь создать созвучный времени спектакль, обращается к нынешней ситуации в стране, вкладывает в уста Адаму (Ю. Хетчикову) и Еве (М. Назаренко) современные рассуждения об отношениях между мужчиной и женщиной. Эти истины звучат со сцены несколько трагично, напоминая горькие реалии нашего сегодняшнего дня. В то же время они выглядят комичными и непринужденными, потому вызывают искреннюю улыбку.
Слабый духом Творец (Е. Огородный) пытается при любых обстоятельствах сохранить свою власть над миром и ангельским народонаселением; ангелы быстро меняют свои позиции, старательно, хоть и фальшиво, прославляют Господа, а за глаза — насмехаются над ним, интригуют и плохо исполняют свои обязанности; стеснительные и праведные, чистые и простодушные Адам и Ева наивно поддаются дьявольским соблазнам — кому же здесь верить, когда каждый в любую минуту может оказатся не тем, за кого себя выдает. Не зря же на лицах у ангелов маски!
Разноцветные парики ангелов «А» (В. Гук), «Б» (Ю. Фарафонов), «В» (Л. Хобелия), «Г» (С. Боковенко), «Д» (С. Забродин) пестрили оранжевым, голубым, зеленым и другими оттенками, подчеркивая их личные убеждения и характеры. Самым энергичным оказался ангел «Д», поражая способностью врать и адаптироваться к ситуации. Творческие задачи, поставленные в этом спектакле актерам, требуют виртуозности исполнения, ярко подчеркивают синтетичность их искусства. Они здесь — и куклы, и кукловоды, и марионетки, и настоящие люди.
Сочетание ярких пальм и белоснежных облачков в декорационном оформлении (художник- постановщик В. Гукайло), оригинальной музыкальной канвы с хоровой молитвой, мелодиями на современный мотив (композитор И. Карабец) и актерской игры придало спектаклю гармоничность, игровую шутливость и актуальность.
«Я уже ставил эту пьесу больше 30 лет назад, — говорит режиссер спектакля Ю. Сикало. — Тогда у власти были свои недостатки, но и сейчас — люди вроде бы новые, а порядка не видно. Мне кажется, что сейчас эта пьеса очень актуальна, вызывает ассоциации со сложившейся ситуацией и потому имеет право на жизнь. Я гражданин своей страны, и окружающие события не могут оставлять меня равнодушным.
Я стремлюсь, чтобы каждый человек нашел в спектакле, который создаю, что-то близкое ему. А сверх-сверх-задачей спектакля, о которой можно и не говорить, бывает посвящение кому-то. Так, спектакль «Божественная комедия» — это мое личное посвящение творческому товарищу Ивану Карабецу, который недавно ушел из жизни. Мы вместе создали много спектаклей для взрослых, и это для меня большая утрата».
«Божественная комедия» в современной версии Театра кукол, безусловно, будет иметь своих поклонников. Ведь она не только напоминает, как все началось, как эволюционировало, но и наталкивает на мысль, что отголосок сегодняшнего дня прочитаем на страницах истории будущего...