Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Море и его «начальники»

Почему украинские рыбопромышленники не боятся свободной конкуренции
25 февраля, 2008 - 20:13
ФОТО НИКОЛАЯ ЛАЗАРЕНКО

«Вступление в ВТО мы встретили с очень большим энтузиазмом. Это очень хороший стимулятор процессов, — считает председатель Государственного комитета рыбного хозяйства Украины Владимир Волков. По его словам, в новых условиях отечественную рыбную отрасль необходимо выводить из тени и активно развивать. Первые шаги на этом пути, как утверждает Волков, уже сделаны. В частности, в бюджете на 2008 год 50 миллионов гривен предусмотрено на обновление рыболовецкого флота.

«Рыба — это наша вторая нефть или второе золото, потому что рыбные запасы в мире постоянно уменьшаются, а мы вместо этого имеем уникальные возможности сохранения и добычи рыбы. У нас воды почти столько, как земли, поэтому мы должны активно развивать эту отрасль... — убеждает председатель госкомитета и напоминает о перспективе инвестиций: — Это станет хорошим «крючком» для инвесторов. Они поймут, что это та отрасль, в которую действительно можно вкладывать деньги».

Однако сейчас, как отмечает Волков, дела отрасли далеки от идеальных — рынок рыбы почти полностью находится в тени... «Две трети объема рыбы, который добывается, неучтены», — констатирует председатель госкомитета. О неутешительном положении дел рыбной отрасли говорит и доктор сельскохозяйственных наук, профессор Исаак Шерман: «На протяжении длительного времени рыбное хозяйство находится в состоянии упадка: уменьшается рыбопромышленный флот, сокращаются площади водных угодий, которые эксплуатируются рыбаками, нарушаются принципы этой эксплуатации, технология производства рыбы и тому подобное. К тому же охрана рыбных ресурсов не имеет соответствующего вооружения, соответствующей техники, им не хватает и подготовленных кадров».

Впрочем, по словам профессора, сегодня все можно изменить с точностью до наоборот... «Есть научные наработки, которые дают существенные возможности без весомых материальных расходов повысить показатели производства рыбы в нашем государстве, — заинтриговал Шерман журналистов и добавил: — Это эффективное использование биопродукционного потенциала, который формирует кормовой ресурс». Проще говоря, профессор предлагает запускать побольше мальков в водоемы, а еды там, как говорится, хоть отбавляй! «Кормовой потенциал не используется, потому что нарушено естественное воспроизводство», — объясняет Шерман. По его мнению, такая продукция будет иметь ряд преимуществ перед импортной, в частности, из-за низкой себестоимости (в связи с тем, что рыба будет питаться натуральными кормами и не будет нуждаться в органических и минеральных удобрениях).

«Все эти факторы не являются масштабными с финансовой точки зрения, однако могут создать идеальные условия для производства дешевой рыбы высокого качества. А без этих принципов водоемы заполнят виды рыб, которые не являются предметом спроса: карась, тюлька и тому подобное, — правильно замечает Шерман, — если мы не будем воспроизводить определенное количество рыбопосадочного материала, то столкнемся с ситуацией, что не будет чем наполнять водоемы...».

Ученый, по случаю вступления в ВТО, предлагает не тратить попусту времени и активно приобщаться к подъему отрасли. Такого же мнения и оптимистически настроенный Волков. «Рыбная отрасль Украины, в связи со вступлением в ВТО, не исчезнет!» — пообещал он.

Однако этого оптимизма чиновников и ученых не разделяют предприниматели-рыбаки, хотя ВТО они также не боятся... «Аграрии так пострадали от действий (бездеятельности) собственного государства, что ВТО нам не страшен», — объясняет «Дню» свою позицию директор предприятия по импорту рыбы «Марин Мастер» (Одесская область) Анатолий Кобальчинский.

По его словам, наибольшая проблема отечественных рыбаков — именно отсутствие государственной поддержки. «У Украины нет никакого межгосударственного соглашения в рыболовецкой отрасли, как, например, у России, которая хоть и имеет наибольшие в мире рыбные ресурсы, но, тем не менее, располагает и соглашениями со странами Западной Африки, активно работает в международных организациях» — ставит в пример нашего северного соседа Кобальчинский. Недоволен предприниматель и существующими законами относительно рыбной отрасли: «Отправляя на промысел траулер, нужно подписать обязательство через год вернуть его в Украину? Для чего? А таков закон. Доступ к квотам — также на свой страх и риск: покупают квоту не у государства, а зачастую у очень сомнительных персон, либо работают на чужой квоте с непонятными условиями. Как правило, такое сотрудничество заканчивается потерей и судна, и проблемами экипажей».

Предприниматель не верит, что чиновники вообще способны поднять отрасль. По словам Кобальчинского, в таком случае необходимо начинать практически с нуля, а просто наполнив рыбой все возможные водоемы, ситуацию кардинально не решить... «Нужен гарантированный сбыт и высокотехнологическая переработка. Нужно начинать с поиска тех людей, которые будут покупать нашу рыбу. Но какую? Толстолобика? Так сегодня наши производители не знают, куда его девать. Хотя теоретически можно увеличить добычу на порядок. Но если уже проводятся аналогии с нефтью, то давайте представим ситуацию: нефти полно, а нефтеперерабатывающих заводов нет... В Украине нет ни одного завода, предприятия с еврономером, который дает право экспорта в Евросоюз. Мы не можем поставлять даже такую рыбу, как судак, которая пользуется там большим спросом. Нет еврономера — нет доступа в Европу! А как его получить — ни одна служба в Украине вам не скажет, ни ветеринарная, ни санитарная, ни Госстандарт», — утверждает промышленник.

С внутренним рынком дело обстоит не лучше... Как отмечает Кобальчинский, рыбный промысел во внутренних морях настолько зарегулирован, что там ничего нового не сделаешь... «Море маленькое, а начальников много. Никто из рыбаков, которые работают в Черном и Азовском морях, не может купить новый сейнер, а если кто и купит, то никогда не отработает потраченные на него деньги», — объясняет он «Дню».

Поэтому, учитывая такую ситуацию, предприниматель предлагает половину тех средств, которые выделяются на обновление флота, израсходовать «на те профильные научные центры, которые еще остались в Украине, нужно создать для них возможность принимать участие в международных организациях, держать руку на пульсе мировых процессов в этой отрасли».

Без кардинальных реформ даже в условиях ВТО никто из инвесторов серьезно этой нашей отраслью не заинтересуется, считает Кобальчинский. «Инвесторы — не рыба, на пустой крючок не клюнут! Какие права, например, будет иметь инвестор, который, скажем, вложит деньги в ферму по выращиванию кобии (черный лосось) в Черном море? Но наши контролеры его съедят вместе с фермой, садиками и мальками! — убеждает предприниматель и делает вывод: А ВТО никак повлиять не сможет. Я так понимаю влияние ВТО: ВТОшник привезет в Украину свою рыбу и будет дешево продавать? Или как? Если так, то хочу успокоить всех, пусть привозит, пусть сначала попробует растаможить, сертифицировать, заплатить простои контейнеров и НДС не из стоимости рыбы, а из того, что скажет отдел тарифов. И увидим, будет еще желание у того ВТОшника дальше торговать в Украине, или нет...».

Алексей САВИЦКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ