Этноинтеллектуалы презентовали новый альбом.
Группа «Гайдамаки» принадлежит к той немногочисленной когорте украинских музыкантов, которые профессионально вплетают фольклорные мотивы в современное прочтение альтернативной музыки. Их звучание дает понимание сути фолка и того, что этническая музыка не заканчивается застольными песнями. Это явление значительно глубже и мощнее. «Правдивые воины света», как называют юноши сами себя, идут в бой с духовным оружием:«Наше оружие — это музыка и слово».
Сегодня «Гайдамаки» являются постоянными участниками как украинских, так и заграничных фестивалей. «Фолк имеет очень широкие границы: от примитивного ресторанного до глубокого интеллектуального, — объясняет фронтмен группы Александр Ярмола. — Мы хотим делать нашу музыку на интеллектуальном уровне. А интеллектуальность эта состоит в том, что мы не стоим на месте, а постоянно развиваем себя и свою музыку, находимся в поиске».
Непосредственной связи с «Кобзарем» Тараса Шевченко новый альбом «Гайдамаков» не имеет. Скорее, это название можно связать с одним из самых подержанных образов-символов Украины — путешествующим кобзарем, который, путешествуя по стране, распространяет среди людей исторические знания, философские размышления и который, в общем, представляет собой символ жизненных поисков и мудрости. «»Кобзарь» — это наши думы о нашей жизни, — объясняет Александр Ярмола, — хотя, безусловно, и дань уважения Тарасу Шевченко». Своим «Кобзарем» музыканты продолжают традицию награждать новой жизнью и новыми значениями украинские бренды. Новый альбом группы будет представлен в семи странах Европы, в частности, Германии, Австрии, Швейцарии, Швеции, Дании.
Скоро «Кобзарь» выйдет в Германии, а в апреле — в Польше. Некоторые страны из этого перечня уже у «Гайдамаков» «в кармане». В частности, Польшу музыканты проехали вдоль и поперек. Вряд ли стоит убеждать в том, что это значительное достижение для украинской группы с достаточно незначительной популярностью на Родине. Хотя музыканты отрицают стереотип, что за границей их группу знают и воспринимают лучше, чем в Украине. Александр Ярмола рассказывает, что популярность «Гайдамаков» как для самобытной группы, которая совсем не претендует на всенародное признание, в пределах Украины также достаточно широка. О покорении России «Гайдамаки» не думают, и потенциал вкладывают в популяризацию своего творчества на Западе.
Запись «Кобзаря» происходила в течение одного месяца в небольшом польском городке Висла. DR- Studio, на которой происходила запись, оторвана от цивилизации, расположена в горах и оснащена аналоговым оборудованием. Эти условия содействовали появлению особого качественного звучания. По словам музыкантов, запись на этой студии под руководством Цезаря Боровского и варшавских DUB-мастеров Марио Активатора и Ярека Смока обошлась даже дешевле, чем запись подобного уровня стоила бы в Украине.
В новый альбом вошло 13 разностилевых композиций. Палитра стилей традиционно для «Гайдамаков» очень широка. Внимательный слушатель уловит в звуках «Кобзаря» рок, ска, фанк, DUB, регги и, конечно, этномотивы. В частности, в альбом вошло несколько перепевов народных песен — «Вітер віє», «Їхав козак за Дунай», «Маруся», «Лелеки». Одна из композиций, «Маланка», является перепевом одноименной песни с одного из предыдущих альбомов «Богуслав».
Среди инновационных «фишек», введенных в музыку «Гайдамаков» вместе с новым альбомом, — достаточно необычный как для звучания группы реп, а также диджейская работа. Хотя реп-мотивы, которые сначала даже режут слух, есть только в одной из композиций альбома, которая была записана вместе с поляками Криштофом «Грабажом» Грабовским, Reggaenerator’ом и Pablopavo. Так же впервые к записям «Гайдамаки» приобщили бандуриста Ивана Ткаленко, который отныне имеет статус полноправного «гайдамаки». Благодаря появлению такого почтенного инструмента, как бандура, и без того аутентичное звучание «Гайдамаков» обогатилось медитативностью.
Музыканты уже сняли клипы на четыре композиции из нового альбома, которые в ближайшее время появятся в ротации. Кроме европейского турне, в планах группы на этот год участие в фестивале «Роскилд» (Роскилд, Дания), а также в наибольшем восточноевропейском фестивале «Сигет» (Будапешт, Венгрия).