Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Берлинале-58»: дефицит хороших фильмов компенсируется сиянием «звезд»

12 февраля, 2008 - 19:02
ПЕНЕЛОПА КРУС, КОТОРАЯ «НЕ БОИТСЯ СТАРОСТИ» / ФОТО РЕЙТЕР

Половина основной конкурсной программы позади. По результатам рейтинговых опросов, которые регулярно публикуются в ежедневном фестивальном издании Screen, из 11 показанных на сегодня фильмов наивысший средний балл заработала картина «И прольется кровь» (США) Пауля Томаса Андерсона, уже ставшего однажды обладателем Серебряного Медведя в 2000 году (с фильмом «Магнолия»). На сей раз Пауль Томас Андерсон представил на суд жюри и публики феста экранизацию романа Эптона Синклера «Нефть» — драматический рассказ о судьбе рабочего серебряного прииска, который, наткнувшись на нефтяную жилу, становится нефтяным магнатом. Через судьбу протагониста Дэниела Плейнвью (эту роль сыграл Дениел Дей-Люис, известный зрителям по фильму «Банды Нью-Йорка») выстраивается епическое повествование о фрагменте истории Америки начала ХХ столетия. Америка предстает страной невиданных экономических возможностей, где избыток материальных ценностей временами оборачивается острой духовной недостаточностью.

Свои фильмы уже показали Китай, Финляндия, Франция, Мексика, Виликобритания, Иран, Бразилия, Гонконг. Обзор конкурсных лент выявляет тенденцию к увлеченности такими «зрительскими» жанрами, как мелодрама, триллер, семейная драма. Китайский режиссер Ван Сяошуай (в 2001 году режиссер увез из Берлина Серебряного Медведя за фильм «Велосипед») на этот раз показал драму «На любовь мы уповаем» о женщине, ищущей донора для спасения своей 5-летней дочери, больной раком. Героиня решается завести ребенка от бывшего мужа, чтобы кровный брат или сестра стали идеальным донором необходимого трансплантанта. Финнско-германская картина «Черный лед» Петри Котвика — семейная драма любви и ревности. Триллер с киднепингом, погонями, интригами и двухмиллионным выкупом «Джулия» с Тилдой Суилтон в главной роли представил французский режиссер Эрик Зонг. Мексиканская картина Фернандо Эймбке «Озеро Тахо» — о взрослении 16-летнего подростка, который пытается примириться с неожиданной смертью отца. «Ночные сады» — социальная драма Дэмиана Харриса (производство Великобритания—США), повествующая о судьбе двух детей, похищенных с целью продажи. После девяти лет, проведенных в неволе, подростки пытаются сохранить себя в жестоком мире. Названные фильмы при рейтинговом опросе получили весьма невысокий балл — от одного до трех. Таким образом, уже десяток картин попали в диапазон оценок между «слабо» (один балл) и «хорошо» (три балла). То есть шансы на победу половины претендентов в борьбе за Берлинских Медведей расцениваются киноэкспертами довольно пессимистически.

Впрочем, показанная в воскресенье картина Дорис Дерри Cherry Blossonms — Hanami, возможно, получит больше заветных рейтинговых баллов. Эта трагикомическая love-story немолодой супружеской пары, которая, приехав навестить детей, убеждается, что молодые живут своей жизнью, а старики-родители никому не нужны, только друг другу. Тем трагичнее воспринимается героем смерть жены, с которой он прожил много лет. Овдовевший Руди едет из Германии в Японию, чтобы постичь увлечение супруги этой страной, исполнить ее несбывшиеся мечты. Человек западной культуры, он сталкивается с непривычним постижением смерти, учится эзотерическому танцу с тенью, в котором соединяется с утраченной любовью.

В числе конкурсных картин воскресной программы был показан фильм испанского режиссера Изабель Коиксет «Эллегия» с Пенелопой Крус в главной роли. Студентка колледжа Консуэла (Пенелопа Круз) сооблазняет одинокого, сосредоточенного на своем эго профессора Бена (Бен Кингслей). По прошествии нескольких лет после бурного романа заболевшая раком Консуэла, утратившая блеск красоты и обаяние молодости, приезжает к Бену, без которого тосковала все годы разлуки. Двум звездным исполнителям не удалось спасти картину, которая получалась мелодраматично-сентиментальной. Куда больше удовольствия, чем от фильма, журналисты получили от пресс-конференции, на которой Пенелопа Крус заявила, что совсем не боится старости. «Я смотрю вперед без страха», — пояснила звезда свое эпатажное заявление прессе. Словно бы в подтверждение этой манифестации, лицо Пенелопы Крус, актрисы и одновременно модели косметической фирмы L’Oreal, украшает бигборды фирмы, установленные по всему Берлину.

Фестиваль в этом году проходит в сиянии «звезд», которые своим блеском, очевидно, призваны компенсировать отсутствие свежих и неординарных работ среди фильмов, конкурирующих в основном конкурсе. Слабость конкурсной программы (во всяком случае, той ее части, что уже показана на этот момент) провоцирует ностальгические воспоминания «старожилов» «Берлинале», которые восхищенно рассказывают, каким был фестиваль еще каких-нибудь 20 лет назад Берлинский Международный всегда отличался поиском нетрадиционных путей в искусстве, выявлением новаторских тенденций. Еще одной отличительной чертой самобытного «лица» «Берлинале» была традиционная заинтересованность политическими фильмами. Фестиваль откровенно ориентировался на кинематографистов, специалистов, кинокритиков, экспертов экрана, искателей неизведанных возможностей киноязыка, ценителей новаций, пусть даже весьма рискованных. Теперь вектор заинтересованости сместился, что особенно ярко проявляется в течение последних нескольких лет. «Берлинале» превратился в грандиозное шоу, респектабельное и достаточно гламурное. Поэтому в списках приглашенных гостей неуклонно растет число знаменитостей. Вместо экспериментального креатива — в лучшем случае крепкие мейнстримовские работы. С каждым следующим просмотром возникает сочувственная мысль: что, если устроители фестиваля не припасли парочку по-настоящему фестивальных картин для выдачи им призовых Медведей? Тогда жюри можно только посочувствовать...

Хорошо, что, кроме основного конкурса, «Берлинале» богат сопутсвующими программами. Такими, как «Форум нового кино» и «Панорама» (игровых и документальных фильмов). Любопытно, что при сравнении игровых фильмов с документальными часто выгоднее представлены именно неигровые картины.

На днях в рамках «Форума» был показан 290 минутный документальный фильм «Дети Голсона» (режиссеры Винфред Зунг, Барбара Зунг). Эта 5 часовая картина (полная версияфильма значительно длиннее) — бесспорный рекордсмен феста по длительности проекции, рассказывает истории учеников одного класса самой обычной школы маленького городка Голсона, расположенного в провинциальной глуши на берегах Одера. Фильм построен на судьбах реальных людей, и эти судьбы оказываются подчас любопытнее надуманно-натужной драматургии многих игровых лент. События «Детей Голсона», охватывающие временной отрезок около полувека, словно бы связывают две групповые фотографии: на одном снимке ученики класса в 1961 году, на другом — все те же персонажи, но уже в 2006-м. На протяжении 48 лет авторы не прерывали связи со своими героями, ведя съемку методом наблюдения. Герои этой части Катрин, Елка, Экхандра, Бернарда. Они делятся воспоминаниями, говорят о проблемах сегодняшнего дня.

Включения кинохроники более чем за 40 лет связывает жизненные перипетии персонажей с необычными поворотами в истории Германии. В результате смены идейно-политических приоритетов все герои фильма выглядят неудачникмами, подчас не сознающими своего фиаско: их всех лишили права гордится собой, перечеркнув прошлое, признав ошибочными идеалы, к которым они привыкли стремиться с детства. Фильм о трагизме смены приоритетов в координатах изменившегося мира поневоле вызывает аллюзии с ситуацией на постсоветском пространстве.

Среди наиболее экзотических фильмов «Форума нового кино» следует назвать представленную Угандой хип-хопную картину Divizion. Фильм создан в рамках субкультуры коллективом режиссеров под ником «Да! Это мы». Главные герои играют самих себя. Это молодые персонажи, выживающие в трущобах Кампалы, зарабатывая на жизнь торговлей наркотиками, услугами разного рода и вымагательством. Они мечтают создать музыкальный квартет. А пока слоняются по окраинам города, ведут несодержательные разговоры, попросту «убивая» время.

11 февраля в рамках Международного европейского кинорынка состоялся показ картины Евы Нейман «У реки». Показывали картину в 12-й студии мультиплекса CinemaX. По строгим правилам кинорынка на просмотры не допускаются лица с журналистской аккредитацией, а только лишь продюсеры, дестрибютеры, менеджеры — потенциальные покупатели картин. Потому зрителей в зале было немного, несмотря на значительное количество желающих посмотреть фильм, который уже выдержал несколько весьма солидных показов (в рамках Международного фестиваля в Москве, Лондоне и проч.). Следующий показ картины на Международном европейском кинорынке состоится 14 февраля, и заинтересованные журналисты уже начали предусмотрительно оформлять специальные пропуска, позволяющие посещение этого сеанса.

Ирина ЗУБАВИНА, специально для «Дня», Берлин — Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ