Встреча двух миров
6 февраля в рамках визита в Украину президент Папского Совета «Справедливость и Мир» встретился с предстоятелем УПЦ МП митрополитом Владимиром Сабоданом. Как сообщает официальный сайт УПЦ МП, во время встречи в Киево-Печерской лавре кардинал Мартино рассказал митрополиту Владимиру о работе над «Компендиумом социальной доктрины католической церкви». Он, в частности, сказал: «Мы считаем, что «Компендиум» может быть основой для диалога не только для христиан разных конфессий, но и для всех людей доброй воли, которые разделяют наше учение о ценности и достоинстве человеческой личности, — ведь человек создан по образу и подобию Божьему». Предстоятель УПЦ сообщил, что «Украинская православная церковь также имеет базовый документ по социальным вопросам — «Основы социальной концепции УПЦ». Он разработан с учетом культуры, менталитета и традиций украинского народа и отображает роль Православной церкви в украинском обществе. Митрополит убежден, что при формировании такого рода концепций учитывать локальную специфику нужно всегда. Митрополит Владимир также рассказал, что одной из проблем, с которой сталкиваются украинцы, живущие за границей, является отсутствие мест для свершения богослужений: «Однако мы признательны за то, что в этом направлении нам помогают католические священники, часто предоставляющие свои храмы для свершения православных богослужений». После встречи кардинал Мартино посетил храм в честь святителя Николая Чудотворца, который находится при митрополичьих покоях, а во время экскурсии по Киево-Печерской лавре он посетил Киевскую духовную академию.
Законы ислама — британцам?
Глава Англиканской церкви архиепископ Кентерберийский Роуэн Уильямс заявил о неизбежности включения некоторых норм шариатского права в британское законодательство. Он считает, что включение определенных правил шариата в юридическую практику способствовало бы сохранению единства в британском обществе, поскольку в таком случае мусульманам «не пришлось бы выбирать между преданностью национальной культуре и верностью стране, где они живут». Большинство ведущих британских газет называют его высказывания наивными или же преднамеренно провокационными (Би-Би-Си). The Guardian сообщает, у Уильямса могут быть благие намерения, однако все не так просто: «Британская мусульманская община далеко не однородна, не существует однозначного отношения к законам шариата». Тем более, что, по мнению издания, не существует никакого признанного исламского органа, который мог бы легализовать ту или иную интерпретацию законов шариата. Другие газеты напоминают, что законы шариата в некоторых странах «ассоциируются с драконовскими методами наказаниями таких преступлений, как кража, измена или богохульство. Это отрубание конечностей, забивание камнями или битье плетью». Поэтому идея Уильямса Роуэна скорее посеет рознь в обществе, чем сплотит его — Англиканская церковь не должна создавать такие возможности для ошибочного истолкования законов Ислама. (The Guardian)
Архиепископ умер — да здравствует архиепископ!
В четверг Синод Элладской православной церкви избрал архиепископа Афинского и всея Эллады — им стал митрополит Фивейский и Левадийский Иероним. Он был избран по итогам второго тура голосования, о чем возвестил звон колоколов Благовещенского кафедрального собора в Афинах, в котором проходило заседание Синода. В тот же момент над входом в храм зажегся большой, видный издалека светильник. Митрополит Иероним отличается либерализмом — он поддерживал шаги покойного главы церкви Христодула в направлении религиозного диалога с католиками, а также всегда находился в добрых отношениях с патриархом Константинопольским Варфоломеем. Церемония вступления в должность вновь избранного архиепископа греков состоится 16 февраля. Митрополит Фивейский и Левадийский Иероним Лиапис родился в 1938 году в Беотии (Средняя Греция), окончил философский и богословский факультеты Афинского университета, а также аспирантуры Грацского, Регенсбургского и Мюнхенского университетов. Митрополит Иероним является почетным доктором медицинского факультета университета Крайова (Румыния) и президентом Греческого кардиологического общества. Его архиерейская хиротония состоялась в 1981 году. (RNI)
Кто следующий?
В субботу, 2 февраля, из аэропорта Шереметьево-1 был депортирован из России и отправлен обратным рейсом в Киев украинский священнослужитель, протестантский пастор Александр Дзюба. Пограничники при прохождении контроля забрали его паспорт и попросили задержаться на несколько минут. Через некоторое время представитель пограничной службы сообщил Александру Дзюбе, что его пребывание на территории России является нежелательным. Пастор успел сделать несколько звонков тем, кто его встречал, и рассказал о сложившейся ситуации. На все вопросы священнослужителя о том, почему ему отказано во въезде на территорию Российской Федерации, пограничники отвечали шаблонно — мол, такие вопросы «вне их компетенции». Пастор так и не получил никаких объяснений произошедшего. Просто его фамилия оказалась в «черном списке» в компьютере пограничника. Достаточно оперативно был организован вылет (в обратном билете просто поменяли дату) Александра Дзюбы из Москвы в Киев. В ответ на этот инцидент гражданин России Виталий Белый опубликовал на сайте Портал-Credo.ru статью, выдержки из которой предлагаются читателю: «Я призываю общественность страны отреагировать на вопиющий случай беспочвенной депортации из России украинского священнослужителя. Эта статья — голос из России. Голос человека, который видит, что в его стране идет эскалация государственного беспредела, который не сегодня начался, но который идет по нарастающей. Из страны, в которой уже нет гражданского общества. В которой, из-за личных мотивов тех, кто стоит у власти, выхолощено само понимание ценности личности человека, его прав и свобод. Из страны, для большинства граждан которой конституция — закрытая книга. Поэтому граждане этой страны понятия не имеют о своих правах, о своей роли в обществе и о роли государства в нем, о принципах демократии. Но самое страшное то, что все это совсем не беспокоит большинство россиян! Действующая власть очень популярна, а бывшие демократы воспринимаются как презренные символы 90-х, когда россиян обманывали в своей собственной стране и презирали за границей. С нынешней властью «пришли стабильность и чувство собственного достоинства». А демократия потерпела поражение: большинство россиян согласны с тем, что СМИ должны быть под контролем, что оппозиции не следует разрешать бороться за власть и что «чужие» не должны вмешиваться в наши внутренние дела. Время 90-х, принесшее запах свободы — свободы говорить и совершать, прошло. Почему мы не смогли воспользоваться этой свободой, это второй вопрос. Но сейчас другое время, и у нас другая страна. В ней тоже можно «кому-то что-то», но не всем и не все. Можно только тем, кто думает и говорит «правильно», как надо. Из остальных методично, со знанием дела лепится образ инакомыслящих, чужих и поэтому опасных. В это понятие специально включили всех, кто не подходит под выдуманный шаблон российской традиции. Самая страшная ложь — это полуправда, иначе — правда, разбавленная ложью. Конечно, имея удобную религию или традицию, легче согнать людей в стадо и держать их под контролем. Остальных — вон. На всякий случай. Различными способами: кого запугать, кого подкупить, кого не впустить, кого устранить. Создается иллюзия безопасности. Безопасности страны, если хотите. (Портал.credo.ru)
Кому верить — Богу или гороскопу?
РПЦ МП призывает христиан больше полагаться на Бога, чем на гороскоп: «Надо помнить, что человек волен в своих поступках и несет за них ответственность перед Богом. Спаситель сказал: «У Бога даже волосы на ваших головах сосчитаны», и без Его воли ничего не происходит. Поэтому христианам верить в гороскопы должно быть стыдно». Так сообщил в отделе внешних церковных связей Московского патриархата священник Михаил Прокопенко. Его поддержал дрессировщик Эдгард Запашный — он заявил, что если бы перед тем, как войти к тиграм, он читал гороскоп и поступал в соответствии с ним, его бы «уже давно съели». (Религия и СМИ)